Крупнейшая компания продуктовой розницы в РФ X5 Retail Group рассматривает возможность запуска проекта виртуального сотового оператора



Крупнейшая компания продуктовой розницы в РФ X5 Retail Group рассматривает возможность запуска проекта виртуального сотового оператора (Mobile Virtual Network Operator, MVNO). Об этом сообщил куратор сервисных проектов компании Михаил Сусов. Итоги тендера по выбору оператора-партнера уже подведены, и победившая МТС подписала меморандум о намерениях.

Совместный проект X5 и МТС может быть запущен уже до конца 2009г., но пока только лишь в Москве и Санкт-Петербурге. К настоящему моменту создана рабочая группа по проекту. Предполагается, что МТС будет оптом давать Х5 трафик и займется выставлением счетов клиентам. Маржа оператора вместе с тем составит около 50%. Х5 в свою очередь возьмет на себя все основные издержки по проекту, включая маркетинг и изготовление сим-карт.

Представители X5 Retail Group, включающей в себя крупные розничные сети "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель", заявляют, что созданием MVNO не ограничатся. Компания рассматривает также возможность разработки проектов в области фиксированной связи, услуг передачи данных, спутникового телевидения, финансовых и страховых услуг.

По словам директора по связям с общественностью МТС Елены Кохановской, компания изучает различные возможности по поиску каналов продаж, но никаких решений насчет заключения соглашений с ритейлерами на данный момент нет.

Стоит напомнить, что, когда М.Сусов покидал с поста вице-президента МТС, он пробовал организовать проект по созданию виртуального оператора с "Евросетью". Однако эти планы не были реализованы из-за несогласия операторов "большой тройки" работать с MVNO. Тогда М.Сусов создал успешного европейского оператора MVNO - Effortel. В настоящее время в России отношение как операторов, так и клиентов к MVNO несравнимо изменилось в лучшую сторону. "Евросеть" работает в Поволжье с виртуальным оператором СМАРТС, который стал с размахом известен и вне региона. В свою очередь "МегаФон" весной 2009г. создал виртуальную сеть. Этот проект обошелся компании всего в 200 млн руб. В "МегаФоне" ожидают, что его абонентская база к 2010г. достигнет 1 млн пользователей. Торговая сеть "Эльдорадо" начала развивать услуги виртуального оператора под одноименной торговой маркой. К 2010г. число ее клиентов должно составить около 100 тыс. Тех же 100 тыс. клиентов ждут и организаторы совместного проекта МТС и "Ашана", запущенного в декабре 2008г. Очевидно, что сегмент MVNO начал стремительно расширяться.

Интерес к созданию мобильных виртуальных операторов на базе продуктовых и торгующих электроникой розничных сетей не случаен и пришел из-за рубежа. В Европе по сути дела все крупные сети уже запустили свои MVNO-проекты: это сделали и Tesco (крупнейшая сеть Великобритании), и Carrefour (вторая крупнейшая в мире после Wal-Mart), и многие другие. Для торговых сетей создание виртуальных операторов выгодно, так как первые нуждаются лишь в новых товарах, не испытывая недостатка в торговых площадях, покупателях и опыте продвижения. Появление новых интересных предложений позволит ритейлерам поддержать объем выручки. Выгода от участия в этом проекте для МТС будет состоять в том, что ей не придется тратиться на привлечение новых заказчиков. На насыщенном рынке приобретение каждого нового заказчика обходится все дороже, а в случае реализации MVNO-проекта все сложности продвижения возьмет на себя X5, создавая нишевые предложения. МТС же получит возможность продавать трафик оптом, причем с весьма достойной маржой - 50% против рентабельности OIBDA в I квартале 2009г. на уровне 44,8%. Оказать негативное влияние на объем прибыли может "каннибализация" доходов: как бы оператор ни защищался (путем разделения точек продаж и пунктов приема оплаты), переток собственных клиентов в будущем может достигнуть уровня в 20%.

По мнению начальника проекта БСС "Система Главбух" Елены Авиловой, MVNO как новая бизнес-модель инфокоммуникационного рынка вполне способна существовать самостоятельно и не является некоей ступенью к слиянию МТС и X5 Retail Group. В России интерес к компаниям MVNO появился не только лишь потому, что их развитию уделяется теперь большое внимание в Европе и США, но и благодаря появлению факторов, стимулирующих их создание. Среди таковых прежде всего наличие ограничений в обеспечении российских операторов необходимым частотным ресурсом, а также явно выраженная тенденция монополизации услуг мобильной связи.

Процессы на рынке мобильной связи в РФ и за границей начали оказывать существенное влияние на формирование новых бизнес-моделей рынка. Хорошо известно, что на фоне постепенного понижения доходов от голосовых услуг на инфокоммуникационном рынке происходит укрепление конкурентной борьбы. Причем конкуренция характерна для сетей связи всех видов. В свете этого специалист считает вполне естественным, что операторы, стремясь сохранить конкурентное преимущество, разрабатывают все новые и новые дополнительные сервисы. Вместе с тем совместные напряжения операторов-конкурентов направлены на повышение размеров рынка - в то же время увеличивается и доля каждого из участников. Одним из наиболее эффективных способов увеличения рынка услуг связи как раз и является создание операторских компаний типа MVNO, которые теперь активно развиваются за границей. Безусловно, повышение доли рынка МТС должно принести компании укрепление позиций и на фондовом рынке, уверена Е.Авилова.

Аналитики ФК "Уралсиб" считают, что, даже если новый оператор будет создан, он останется лишь нишевым игроком в нижнем ценовом сегменте и чуть ли составит конкуренцию самой МТС. До настоящего момента все MNVO являлись только лишь нишевыми игроками на российском рынке сотовой связи (крупнейший из них обслуживает лишь примерно 100 тыс. абонентов) и не оказывали существенного влияния на распределение рыночных долей. "По нашему мнению, сообщение не скажется на котировках акций МТС, так как создание виртуального сотового оператора окажет лишь ограниченное влияние на фундаментальные оценки МТС в силу скромного масштаба деятельности подобной компании", - подытожили в "Уралсибе".

ОАО "Мобильные ТелеСистемы" - российский оператор сотовой связи. МТС и дочерние компании имеют лицензии на оказание услуг мобильной связи стандарта GSM-900/1800 по сути дела во всех регионах РФ, а также в Белоруссии, Узбекистане, Туркмении и на Украине. Также компания имеет лицензию на оказание услуг 3G на всей территории РФ. Компания обслуживает более 90 млн клиентов в РФ, на Украине, в Узбекистане, Туркмении, Армении и Белоруссии. Основным совладельцем компании является холдинг АФК "Система" (52,8% акций). В свободном обращении на Нью-Йоркской фондовой бирже и европейских внебиржевых рынках находится 41,3% акций МТС: в форме ADR - на Нью-Йоркской фондовой бирже с июня 2000г., в форме GDR - на внебиржевом рынке в Европе. Около 3,5% акций торгуется на российских биржах, менее 1% принадлежит членам совета директоров и менеджменту компании.