Балтийская трубопроводная система-2, может быть введена в строй под конец 2011г
Балтийская трубопроводная система-2 (БТС-2), создание которой началось в июне 2009г., может быть введена в строй под конец 2011г. Об этом сообщил в среду, 1 июля, вице-премьер РФ Сергей Иванов в ходе встречи с премьер-министром РФ Владимиром Путиным. Между тем, согласно распоряжению руководства РФ о реализации проекта БТС-2, первая очередь системы должна быть сдана в работу в III квартале 2012г.
В пресс-службе "Транснефти" пояснили, что планы по проекту, установленные руководством, никто пока не корректировал, а решение об ускорении работ не принято. Но если такая задача будет поставлена руководством, возможность для ускорения работ есть с учетом опыта "Транснефти" на строительстве ВСТО, заметили в компании.
С.Иванов также рассказал премьеру РФ также о ходе строительства в Усть-Луге терминала для перевалки нефти в рамках БТС-2. По его словам, в пределах границ морского порта Усть-Луга уже выделен участок под строительство необходимых емкостей. Минтранс теперь ведет дноуглубительные работы - предполагается повысить глубину с 16 до 18 м для прохода танкеров водоизмещением в 300 тыс. т. По информации вице-премьера, к концу 2009г. будет завершено строительство первой очереди терминала по перевалке мазута объемом 7 млн т.
В настоящее время ускорение строительства БТС-2 не представляется целесообразным. Изначально проект рассматривался участниками рынка как политический ответ Белоруссии, которая ввела в 2007г. пошлину на проезд российской нефти в размере 45 долл./т и стала виновницей приостановления поставок сырья из РФ в Европу. Достаточно широкой ресурсной базы для реализации проекта у нефтяников не было и в лучшие годы, а теперь ситуация еще более неопределенная. НК уже теперь сокращают объемы добычи, а урезание инвестиционных программ, определенно, скажется на физических возможностях по наращиванию объемов добываемой нефти в будущем нескольких лет. Возможно, БТС-2 позволит России решить проблемы геополитического характера, сохранить репутацию и избежать финансовых потерь от возможных новых конфликтов со странами-транзитерами. Однако специалисты утверждают, что сегодня запасных мощностей России хватит, даже если распределить по ним весь объем поставок нефтепровода "Дружба". Наконец, стоит учитывать часто растущую стоимость проекта БСТ-2: теперь не самое подходящее время для многомиллиардных инвестиций, так как нет уверенности в том, что вывоз нефти в будущем как и прежде будет приносить РФ значительные доходы. Похоже, от ускорения строительства трубопроводной системы никто не выиграет.
По мнению аналитика ИФД "КапиталЪ" Виталия Крюкова, потребность ускорения строительства БТС-2 может быть обусловлена предстоящим запуском нефтепровода Одесса - Броды в аверсном режиме, что способно привести к возникновению проблем с транспортировкой нефти по нефтепроводу "Дружба". ТЭО по нефтепроводу Одесса - Броды уже подготовлено, и теперь идут согласования нюансов с ЕС и поставщиками нефти. Для ускорения реализации БТС-2 "Транснефти", по словам специалиста, нужно будет интенсифицировать работы и мобилизовать подрядные организации, что может повлечь дополнительные расходы. Тем не менее в данный момент стоимость материалов, оборудования и услуг подрядчиков снизилась, и не эпизод, что со временем их цена сохранится на этом уровне, в связи с этим компания может воспользоваться текущей ситуацией и несколько оптимизировать расходы на строительство БТС-2.
После окончания строительства БТС-2 нефть, которая ранее транспортировалась в реверсном режиме до Одессы, может быть перенаправлена в БТС-2. В этот трубопровод также может поступить нефть, которая шла по "Дружбе". Как заметил В.Крюков, с учетом реализации проекта Одесса - Броды строительство БТС-2 прежде всего повышает надежность поставок нефти в Европу и переориентирует поставки нефти на российский порт. "Скорее всего, о поставке новых дополнительных объемов нефти в БТС-2 речи не идет, так как изготовление нефти снижается. Поэтому в данном случае речь в большей степени идет о переориентации потоков нефти на российскую инфраструктуру и увеличенье надежности поставок", - подытожил специалист.
Распоряжение о проектировании и строительстве БТС-2 глава руководства России В.Путин подписал 1 декабря 2008г. Трубопровод пройдет по маршруту Унеча (Брянская область) - Усть-Луга (Ленинградская область) с ответвлением на Кириши через Брянскую, Смоленскую, Тверскую, Новгородскую и Ленинградскую области. Строительство будет вестись в два момента - первый пусковой комплекс мощностью 30 млн т планировалось ввести во III квартале 2012г., на втором моменте пропускную способность предполагается повысить до 50 млн т нефти в год (предварительно в 2013г.) Оператором проекта выступает "Транснефть". Строительство первой очереди БТС-2 началось 10 июня 2009г. одновременно на нескольких участках. Протяженность нефтепровода составит 1 тыс. 170 км, в том числе 998 км - первая очередь. На первом моменте предполагается построить две НПС и реконструировать две уже существующие, на втором моменте будет построено 4 новые станции. Стоимость БТС-2 оценивается в 130 млрд руб., в том числе около 98 млрд руб. - первая очередь.