Стандарты корпоративного управления в России далеки от совершенства, компании с госучастием, по существу выпали из правого поля, у них свои законы
Стандарты корпоративного управления в России далеки от совершенства, компании с госучастием, в сущности выпали из правого поля, у них свои законы. Государству нужно достигнуть, с тем чтобы компании с госучастием действовали в интересах всех акционеров, а также организовать равные условия для ведения бизнеса без законодательных протекций.Об этом на круглом столе, организованном РСПП, заявил Председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов. Глава ВАС предложил уравнять госкорпорации с остальными юридическими лицами, например с акционерными обществами, по части соблюдения корпоративного права, сообщает "Интерфакс".
Необходимо поставить единые корпоративные процедуры для всех госкорпораций и АО, заявил Иванов, нужны единые правила, "касающиеся крупных сделок, сделок с заинтересованностью, конфликта интересов органов управления госкорпораций".
Все семь госкорпораций (Агентство по страхованию вкладов, ВЭБ, Фонд содействия ЖКХ, "Олимпстрой", "Роснано", "Росатом", "Ростехнологии") — некоммерческие организации, напоминают "Ведомости". Но они занимаются коммерческой деятельностью и конкурируют с другими компаниями, говорится в концепции развития законодательства о юрлицах, подготовленной президентским советом по кодификации гражданского законодательства. В ней предлагается изменить правовую форму госкорпораций, превратив часть, к примеру, в АО.
Впрочем, Иванов призывает не к срочному изменению законов, а к совершенствованию всего корпоративного законодательства. ВАС никаких специальных предложений не готовит, говорит замруководителя аппарата ВАС Андрей Егоров, но будет "ориентироваться на эту позицию при подготовке отзывов на законопроекты".
"Решения о крупных сделках принимаются на наблюдательном совете, в котором заседает 9 министров", - возражает в газете сотрудник "Ростехнологий". Возникает также конфликт интересов при совмещении членства в наблюдательном совете госкорпорации и поста министра, отмечает сотрудник ВЭБа: "Программа инвестиций ВЭБа - это просто совокупность пожеланий министерств, которые входят в совет".
Если применить процедуры АО, то министры при их заинтересованности в сделках не смогут голосовать по ним, отмечает юрист Алексей Мельников.
Необходимо более точно узнать правовой статус имущества госкорпораций, считает зампред ВЭБа Сергей Васильев: "Сейчас это вроде собственность госкорпорации, т. е. частная, а с другой стороны - собственность, которой госкорпорации наделены для выполнения общественных, а не коммерческих функций".