Разделы



Экономика вступила во вторую фазу глобального кризиса

Мировая экономика вступила нынешней весной в новую фазу глобального кризиса, которая характеризуется неспособностью ведущих индустриальных стран Запада продолжать обслуживать беспрецедентно высокий дефицит госбюджета и госдолг.

К такому выводу приходят сейчас авторитетные западные экономисты.

Возникший летом 2007 года в США кризис на рынке ипотечного кредитования быстро перерос в глобальный по причине тотального распространения в мировой банковской и финансовой системе сложных композитных облигаций, основанных на выданных американским потребителям займов на покупку домов. В сентябре 2008 года этот кризис достиг пика, когда потерпел крах крупный американский банк "Леман Бразерз". В результате с 15 сентября 2008 года мировая финансовая система оказалась перед лицом полного паралича и развала.

"В течение недели, последовавшей за банкротством "Леман Бразерз", мировая финансовая система de facto рухнула, и ее было необходимо подключить к аппарату искусственного дыхания", - заявил в интервью французскому журналу "Экспресс" /июнь/ известный финансист Джордж Сорос. В ситуацию в экстренном порядке вынуждены были вмешаться государства, взявшие на себя роль финансового резерва последней инстанции, отметил он.

В национальные экономики были направлены колоссальные государственные средства, чтобы не допустить краха частного сектора и обеспечить возобновление экономического роста. На состоявшемся 2 апреля 2009 года в Лондоне саммите финансовой "двадцатки" ведущие индустриальные государства сумели согласовать единую позицию и объявили о запуске многочисленных национальных стабилизационных программ. К началу лета в ряде западных стран, в частности, США, Германии, Японии, удалось переломить ситуацию - начался экономический рост. Как отмечали в то время эксперты, "гигантскую яму кризиса удалось завалить деньгами и двинуться вперед". Однако с наступлением 2010 года в зоне евро возникли новые трудности, на этот раз вокруг государственных бюджетов ряда стран. В наиболее сложном положении - на грани банкротства - оказалась Греция. Лишь экстренные шаги других государств еврозоны и Международного валютного фонда /МВФ/, создавших в мае специальный стабилизационный фонд почти в один триллион долларов, позволили Греции получить столь необходимые для нее кредиты. Ситуация вокруг Греции и ряда других стран зоны евро ознаменовала вступление мира в новый период неурядиц.

"Я считаю, что мы находимся во второй фазе кризиса", - заявил в интервью парижской "Монд" в начале июня известный экономист Нуриэль Рубини. "Реализация планов восстановления экономического роста по рецептам кейнсианства позволила избежать превращения рецессии в депрессию, однако привела к тому, что долг частного сектора экономики был переложен на плечи государства. Мы провели социализацию потерь частного сектора. Сейчас мы оказались в опасной зоне", - констатировал Рубини.

Эту точку зрения разделяет Джордж Сорос. "Мы присутствуем при втором акте кризиса", - заметил он. Однако в отличие от первой фазы, финансовой помощи теперь ждать не от кого. "Марсиане к нам с деньгами не прилетят", - заключил Сорос.

В чем же состоят особенности новой фазы кризиса? В первую очередь, это финансовый кризис государств. Взяв на себя в первой фазе долги частного сектора, составив, профинансировав и реализовав дорогостоящие стабилизационные программы, направив значительные средства на социальные нужды, сейчас государства оказались с гигантской задолженностью на руках. При этом они вынуждены постоянно привлекать все новые средства для финансирования дефицитов госбюджетов.

Так, на конец 2009 года банковский сектор США аккумулировал потери на сумму в 4 трлн долларов. При этом американское правительство предоставило 3 триллиона долларов на покрытие данных убытков, взяв долги банков на баланс федерального бюджета. Аналогичная ситуация сложилась и в других ведущих индустриальных странах Запада.

В центре новых потрясений оказалась зона евро. Одно из видимых сейчас проявлений новой фазы кризиса заключается в том, что частный рынок заемного капитала начал требовать в связи с возросшим риском дефолта ряда западных государств все более высокие проценты за предлагаемые ими суверенные облигации.

Тот факт, что новая фаза кризиса проявилась более ярко в зоне евро ЕС, является следствием отсутствия у государств- членов собственных национальных валют. В результате испытывающие сейчас трудности государства, в первую очередь Греция, не могут прибегнуть к одному из ключевых способов решения проблемы крупных бюджетных дефицитов - девальвации национальной валюты.

В ближайшие месяцы, считают ведущие аналитики, нынешний кризис будет в первую очередь развиваться внутри еврозоны.

Таким образом, если на первом этапе эпицентр кризиса находился в США, то сейчас он переместился в Евросоюз.

По мнению независимых аналитиков, пока еще невозможно однозначно ответить на вопрос, устоит ли или нет зона евро в ее нынешнем виде в результате потрясений.

Однако Греция и зона евро - это только вершины айсберга. Как отмечает Нуриэль Рубини, в какой-то момент мировым рынком под вопрос будет поставлена финансовая ситуация в Соединенных Штатах. "Пока США находятся в безопасности, так как аппетит к инвестициям в ценные бумаги американского правительства остается высоким", - говорит он. "Однако, видимо, придет день, когда держатели этих бумаг проснутся и поймут, что даже США находятся в критическом положении", - заметил Рубини.

Аналитики сходятся сейчас во мнении, что проблема накопленной на сегодняшний день государственной задолженности до конца еще не осознана ни рынками, ни правительствами. Однако частный капитал начинает инстинктивно чувствовать глубину финансовой пропасти, в которой оказалась целая группа государств. Именно этим и объясняются все возрастающие трудности таких стран, как Греция, Португалия, Испания, Венгрия в привлечении с частного рынка заемного капитала новых средств для финансирования дефицитов.

В первой фазе кризиса - на протяжении 2008 и 2009 годов - западные правительства, включая стран-членов ЕС, оказывали беспрецедентную помощь национальным банкам за счет бюджетов. В результате государственная задолженность возросла за эти два года в среднем по Евросоюзу на 14,5 проц. ВВП, что является небывалым для мирного времени феноменом.

В мае 2010 года более 40 проц. мирового ВВП производилось странами, текущий бюджетный дефицит которых превосходил 10 проц. их ВВП.

В целях финансирования этой задолженности минфин США в 2009 году выпустил облигации на сумму, составляющую 60 проц. национального ВВП. Она в 7,5 раз превышает годовые фискальные доходы /налоги и другие поступления в казну/.

В 2010 году общая государственная задолженность США достигла 11 трлн долларов, что составляет 54 проц. ВВП или 674 проц. фискальных доходов. Минфин США вынужден ежегодно рефинансировать более половины своего долга. В 2009 году выплаты по процентам по облигациям минфина США достигли 34 проц. от общего долга по ним. Средняя процентная ставка составляла на протяжении года 3,3 проц. Государственный долг стран Евросоюза достигает сейчас 80 проц. их совокупного ВВП. Для Великобритании этот показатель составляет 100 проц. ВВП, для Греции - 135 проц., для Франции - 83 проц. Кстати, самая высокая государственная задолженность в мире после Зимбабве - у Японии - 204 проц ВВП.

Уже накопленный беспрецедентный для мирного времени госдолг образовался в условиях, когда многочисленным государствам нужны новые и крупные заемные средства. Так, в 2010 году страны Евросоюза должны привлечь 1,6 трлн евро. Италии требуется кредитов на сумму в 454 млрд евро, Германии - 386 млрд евро, Великобритании - 279 млрд евро.

В результате госдолг Италии вырастет с нынешних 115,3 проц. ВВП /данные на 2009 год/ и достигнет 128,5 проц. в 2014 году; Германии - с 78,7 проц. ВВП до 89,3 проц., Франции - с 83 проц. ВВП до 96,3 проц.. Великобритании - с 68,7 проц. ВВП до 98,3 проц.

В среднесрочной перспективе государственная задолженность стран ЕС будет продолжать расти. Согласно подсчетам базельского Банка международных расчетов /БМР/, в 2020 году задолженность Великобритании достигнет 200 проц. ВВП, а в Бельгии, Франции, Ирландии, Греции и Италии выйдет на уровень 150 проц.

На сегодняшний день выплаты по процентам по данной задолженности составляют в среднем по зоне евро около 10 проц., а для не входящей в еврозону Великобритании - 27 проц. В случае, если в мировой экономике будет расти уровень учетной ставки в связи с увеличением инфляции или иными факторами, то страны Евросоюза будут неспособны выплачивать проценты по столь крупным долгам, предупреждают аналитики.

Не лучше положение в финансах США. Так, дефицит их госбюджета достигнет в 2010 году 1,6 трлн долларов и, по меньшей мере, 1,3 трлн в 2011 году. В результате к концу 2011 года государственный долг США составит 80 проц. ВВП.

А в 2012 году правительство Соединенных Штатов должно выплатить по долговым обязательствам 850 млрд долларов и профинансировать дефицит в размере около 1 триллиона долларов. Еще более значительные суммы приходятся на последующие годы.

По оценке БМР, в 2020 году долг федерального бюджета США достигнет 150 проц. от ВВП. При этом выплаты по процентам по данной задолженности выйдут на уровень 25 проц. от общих бюджетных фискальных доходов страны.

К 2014 году общие долги ведущих индустриальных стран Запада достигнут 120 проц. их совокупного ВВП. А при сохранении нынешней тенденции к 2050 году уровень задолженности этих государств выйдет на уровень 250 проц. от ВВП. Современная экономическая наука рассматривает подобное соотношение как выходящее за границы допустимого.

Как отмечает известный французский экономист Жак Аттали, "сформировались все условия дня новой катастрофы". "Она произойдет, если рынки потеряют веру в способность государств выплачивать по взятым долгам, или если процентная ставка по кредитам начнет расти, как это сейчас происходит со странами южной Европы".

В этих условиях сейчас правительства ведущих индустриальных держав Запад лихорадочно ищут выход из создавшегося положения. Перед ними стоит сложная задача, так как, с одной стороны, еще не полностью решены проблемы первой фазы кризиса, и многочисленные государства вынуждены продолжать осуществлять стабилизационные программы и поддерживать национальные банки, а с другой, в экстренном порядке приступать к противодействию второй фазе кризиса. Оно предполагает в качестве первого шага значительное сокращение государственных расходов, что рискует вызвать новую рецессию и тем самым свести на нет значительную часть достижений в борьбе с первой фазой кризиса.

Тем не менее, нынешняя вторая фаза глобального кризиса не является уникальным явлением для мировой экономики. В течение веков проблемы, вызванные резким ростом государственной задолженности, практически никогда не сходили с повестки дня.

Поэтому хорошо известны и методы борьбы крупным госдолгом. Таким образом, прошлый опыт показывает, каким образом современные государства будут урегулировать накопившиеся гигантские долги. Для выхода из нынешней ситуации у правительств стран Запада есть вариантов действий. Это:

- увеличение налогового бремени в целях повышения доходов бюджета;

- значительное сокращение госрасходов;

- выход на более высокие темпы экономического роста;

- снижение процентной ставки по долгам;

- усиление инфляции;

- внешняя финансовая и экономическая помощь;

- дефолт и отказ платить по долгам;

- война.

Наиболее часто использовавшийся в мировой экономике способ для решения проблемы крупной задолженности - это инфляция. Ряд экономистов-теоретиков считает, что по свой природе долг ведет к инфляции.

При этом она является предпочтительным для государств средством снижения задолженности по сравнению с другими.

Так, инфляция снижает стоимость долга и увеличивает объемы фискальных поступлений. Дополнительная инфляция в годовом размере в 3 - 5 проц. механически снижает в течение пяти лет государственный долг более, чем на 20 проц. ВВП.

Еще одни исторический урок очень крупных государственных долгов состоит в том, что почти все государства, оказавшиеся в подобной ситуации, заканчивают дефолтом. На протяжении последних столетий многие страны мира прошли через дефолты. Так, между 1800 и 2010 годами были объявлены 250 дефолтов по внутренней задолженности и 68 - по внешней.

Франция объявляла дефолты 8 раз, Испания - 6 раз /между 16 и 18 веками/, страны Латинской Америки - 126 раз, Африки - 63 раза.

Еще одна особенность, которую отмечают экономисты, состоит в том, что срок нахождения страны в дефолте значительно превосходит временную протяженность банковского кризиса, который его вызывает. С 1970 года средняя продолжительность периода дефолта составляет 11 лет.

Жак Аттали считает, что на начало лета 2010 года мировой банковский кризис 2008 года еще "абсолютно не разрешен". "Долги банков, накопленные в 2009 и начале 2010 годов, просто перенесены на более позднее время", - указывает он. "При этом правительства решили оказывать помощь банкам в преодолении их проблем без необходимых реформ по изменению работы мирового банковского сектора, - подчеркивает Аттали. - Историки будущего не поймут подобных действий, так как возникшая в результате ситуация лишь усугубила проблемы, приведя к потере управляемости".

Впрочем, контролируемые богатыми государствмаи Запада активы все еще очень высоко ценятся мировым финансовым рынком. Так, совокупное богатство США сейчас достигает 20 трлн долларов, а совместная величина активов Германии и Франции - 6 трлн долларов.

Таким образом, у наиболее мощных западных стран имеются необходимые резервы, чтобы выйти из нынешней долговой проблемы и вернуться к устойчивому экономическому росту.

Однако для этого, по мнению аналитиков, необходима продуманная политика, в том числе, в социальной сфере. Ведущие эксперты отмечают, что сейчас в мировой экономике складывается ситуация, когда в лидеры выходят страны с новой экономикой и прежде всего государства БРИК /Бразилия, Россия, Индия, Китай/.

Так, согласно подсчетам БМР, к 2010 году государственный долг Китая полностью исчезнет. Государственная задолженность Бразилии сократится через десять лет с нынешних 68,5 проц. ВВП до 58,8 проц., Индии - с 84,7 проц. до 78,6 проц., задолженность России останется без изменений на нынешних 7,2 проц. ВВП, считают специалисты БМР.

При этом, если в 2014 году государственная задолженность группы ведущих западных стран достигнет 120 проц., то государств с новой экономикой - 40 проц. от ВВП.

Одновременно эти государства превратятся в крупнейших кредиторов ведущих стран Запада. Как отметил Нуриэль Рубини, "мы все сейчас являемся свидетелями того, как идет смещение мирового экономического центра с Запада на Восток, от США и ЕС к странам Азии".

Аналитики считают, что нынешний кризис приведет к тому, что изменится вся иерархия и расстановка сил в мировой экономике и политике, когда после 500 лет лидерства Запад должен будет уступить первые роли новой группе государств, в число которых входит и Россия.