Америка отказывается от автопрома
Крупнейшие американские автопроизводители наконец-то представили общественности план выхода из кризиса.Свои намерения, выложенные на 100 листах, главы компаний должны озвучить на слушаниях, которые состоятся 5 декабря в Конгрессе, после чего будет принято решение о том, давать им очередной кредит или нет. Резюме плана выложено на официальных сайтах компаний.
General Motors - самый бедствующий на данный момент концерн - сконцентрирует усилия рентабельных марках. К рентабельным маркам руководство отнесло 4 ключевых для компании бренда Chevrolet, Cadillac, GMC и Buick. Зато стало точно известно, что концерн ищет покупателя для Saab и Hummer. Дальнейшая судьба Saturn и Pontiac, для которых также прочили табличку "for sale", выглядит пока туманно. Компания заявила, что будет искать для них новые альтернативные пути развития, возможно, переведет в новую нишу. Так же туманно выглядит будущее марки Opel, принадлежащей GM.
General Motors отметила, что намерена уделять больше внимания разработке экологичных автомобилей, указав на многострадальный Chevy Volt, который способен проезжать на одной зарядке до 40 миль. В серийное производство "Вольт" должен пойти уже в 2010 году.
Другой пункт плана - сокращение издержек за счет сокращения объемов производства, количества задействованного персонала и пересмотра существующих договоренностей с крупнейшим профсоюзом Америки UAW с целью снизить компенсационные выплаты рабочим.
Все вышеперечисленное должно аргументировать выдачу кредита в 12 млрд долларов. Кроме того, на тот случай, если экономическое состояние рынка еще ухудшится и продажи компании на американском рынке упадут до 10,5 млн автомобилей в год (сейчас этот показатель равен 12 млн машин), компания попросила еще 6 млрд долларов.
Согласно плану компании, GM сможет выплатить кредит в 2012 году, в котором должна выйти уже на нормальный уровень и прекратить терять деньги. К этому сроку компания прогнозирует рост продаж своих автомобилей до 12-13 млн машин в год. Напомним, что за октябрь текущего года продажи компании у себя на родине упали на 45%, почти вдовое по сравнению с тем же периодом прошлого года. В ноябре этот показатель составил 41%. В целом авторынок США в ноябре упал на 37%, откатившись до показателя 1982 года.
Ford Motor Co ставит в центре своего антикризисного плана электромобили. Согласно плану компании к 2010 году с конвейеров заводов Ford будут сходить полностью электрические автомобили. Поскольку электромобиль удовольствие не из дешевых, Ford заявляет, что будет работать с производителями батарей и силовых электроустановок для автомобилей напрямую, чтобы сократить издержки на производство. Другим пунктом плана компании стало снижение "аппетита" серийных автомобилей: к 2015 году машины компании должны стать на 36% экономичней. На это Ford собирается потратить 14 млн долларов. Всего же Ford просит 9 млрд долларов и обещает вернуть плюсовые показатели в финансовых отчетах в 2011 году.
Chrysler просит у правительства 7 млрд долларов. Желательно к 31 декабря. По прогнозам компании к концу года у нее останется около 2,5 млрд долларов наличных. Такой суммы не хватит, чтобы пережить январь. Его владелец, частный инвестиционный фонд Cerebrus, планирует дальнейшие сокращения сотрудников автокомпании в целях снижения издержек, зарплату для главы Chrysler Боба Нарделли в 1 доллар и значительное сокращение бонусов для сотрудников в течение всего 2009 года. Кроме того фонд не теряет надежды на партнерство Chrysler с другим крупным автопроизводителем. Что касается модельного ряда, то концерн планирует запустить 24 новые модели к 2012 году, включая гибрид и электромобиль, причем в разных классах. Chrysler собирается модернизировать и текущий модельный ряд, сделав свои автомобили более экономичными. В своем плане компания не упоминает о том, намерена ли продавать какие-либо из своих брендов.
Некоторые законодатели в США сомневаются в необходимости выделения дополнительного кредита для автокомпаний. По их мнению, концерны не горят желанием восстанавливать рентабельность своих компаний. Руководство компаний в свою очередь заявляет, что им необходимо дополнительное финансирование иначе в стране начнется глобальная безработица. В автопроме США занято порядка 3 млн человек. А банкротство крупнейших автопроизводителей неминуемо скажется на других отраслях экономики страны.
В то же время, само руководство компания не торопится сокращать собственные прибыли и урезать бюджет, заложенный на представительские расходы топ-менеджмента. Впрочем, на днях Алан Мьюлалли (глава Ford) заявил, что в Вашингтон на слушания приедет на гибридном Ford Escape, а не на корпоративном самолете как это принято, и установил себе зарплату в 1 доллар. Рик Вагонер - руководитель GM - также постеснялся лететь за кредитом в 12 млрд на самолете и собирается отправиться на гибридном автомобиле Chevrolet Malibu, который потребует 30 долларов на бензин вместо 10 тысяч долларов на топливо для самолета.
На балансе General Motors до сих находится 5 лизинговых самолетов, передает The Detroit News. В середине ноября компания отказалась от содержания двух лайнеров. А на днях официально объявила о том, что объемы перелетов руководства не оправдывают затрат на содержание авиапарка. В прошлом году на перелеты президента и вице-президента GM, согласно официальным счетам, ушло $ 256 793.
Ford также планирует продать два из пяти корпоративных самолетов компании. В прошлом году у компании ушло $752,203 на то, чтобы перевозить на самолете главу концерна и его семью. Согласно уставу компании самолетом могут пользоваться жена, дети и некоторые гости Мьюлалли как в присутствии главы, так и самостоятельно.
Chrysler LLC в настоящее время не владеет самолетами. Компания начала распродавать летательные аппараты еще в 2001 года. А последние два лайнеры ушли в январе текущего года. В случае крайней необходимости компания берет самолеты "на прокат" для конкретного случая.