Российские дороги - одни из самых небезопасных
оссийские дороги - одни из самых небезопасных в странах СНГ, Восточной и Центральной Европы. Таков итог исследования Всемирного банка под названием "Бросить вызов "смерти на колёсах": обеспечить безопасность дорог в Европе и Центральной Азии".Основные причины высокой смертности на российских дорогах давно известны: слабая организация безопасности движения, ухудшение физического состояния дорог, небезопасные транспортные средства, низкая дисциплина водителей, неравномерное применение профильных законов и норм, а также стремительный рост количества машин на дорогах.
Интересно заметить, что при одном из самых низких уровней безопасности дорожного движения расходы на его поддержание в России оказываются самыми высокими и обходятся казне в 34 млрд. долларов в год. Для сравнения: например, в Турции, Польше и на Украине, где ситуация с безопасностью немногим лучше, чем в России, затраты при этом намного ниже и составляют порядка 14 млрд. долларов, 10 млрд. и 5 млрд. долларов в год соответственно.
Важно заметить, что дополнительным фактором, увеличивающим смертность на наших дорогах, также является низкий уровень медицинской помощи. Даже по официальной статистике МВД, каждый десятый пострадавший в ДТП россиянин погибает от несвоевременного приезда медиков.
В сравнении же с более развитыми странами ситуация на российских дорогах выглядит тем более печально. В этой связи достаточно показательно выглядят столичная статистика и показатели Лондона. По числу проживающих британскую столицу вполне можно сравнить с Москвой: вместе с пригородами Лондон насчитывает около 13 млн. жителей, а население Москвы вместе с приезжими оценивается в 14-15 млн. человек. При этом в 2006 году на британских дорогах погибли 2858 человек, при том что общее население страны составляет 61 миллион.
В России с населением почти 142 млн. в том же году погибли 32 724 человека. Разница более чем в 15 раз. При этом российские власти не устают рапортовать о том, что статистика смертности на дорогах за последние годы стремительно идёт вниз. Похоже, что столь оптимистичных показателей удалось добиться только на бумаге. В реальности же ситуация куда печальнее.
Отметим, что решение проблемы высокой смертности на дорогах не ограничивается только улучшением качества дорожного покрытия и работы контролирующих органов. Например, как указывают британские медики, ограничение скорости движения транспорта на улицах Лондона вне магистралей до 32 километров в час (20 миль в час) позволило бы снизить аварийность до 40%. Доказательством тому - обыкновенные физические расчёты.
С ростом скорости пропорционально квадрату растёт энергия - следовательно, увеличение скорости с 20 до 40 километров в час даёт четырёхкратный прирост энергии с соответствующим увеличением тормозного пути и тяжести последствий столкновения. При этом, по мнению британских специалистов, введение скоростных ограничений на самих водителях практически никак не отразится: сильно разгоняться в черте города попросту незачем.
Средняя поездка по Лондону вполне укладывается в 10 километров пути (представить себе большее расстояние без выезда на шоссе практически невозможно), значит, ограничение скорости приведёт всего к 10-минутной задержке. При этом показатели дорожного травматизма в тех районах, где подобные ограничения уже были введены, сократились в разы. Взрослые стали попадать под колёса транспорта на треть реже, а у детей и подростков до 15 лет количество травм на дорогах сократилось примерно вдвое. На 17% реже стали сбивать велосипедистов.
Правда, представить себе, что введение скоростных ограничений могло бы привести к аналогичным последствиям, например, в той же Москве, практически невозможно. Столичные водители, передвигающиеся по городу со скоростью 30 километров в час, - картина из области фантастики. Результаты неутешительны. По оценкам лидера движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслава Лысакова, ежегодный ущерб от аварий на дорогах оценивается в 3% ВВП. "Сюда в том числе входят и материальный ущерб, и различные социальные выплаты - по инвалидности, потере кормильца и так далее", - объясняет эксперт.
По его словам, основными причинами аварий на российских дорогах являются выезд на встречную полосу, нарушение скоростного режима, управление автомобилем в состоянии алкогольного и наркотического опьянения и проезд на красный свет. "Не стоит сбрасывать со счетов и состояние автомобильных дорог, более 20% аварий происходит из-за этого, нехватку пешеходных и подземных переходов", - говорит Лысаков.
Важно заметить, что дополнительным фактором, увеличивающим смертность на наших дорогах, также является низкий уровень медицинской помощи. Даже по официальной статистике МВД, каждый десятый пострадавший в ДТП россиянин погибает от несвоевременного приезда медиков.
А, по оценкам независимых экспертов, основные проблемы оказания медицинской помощи заключаются в том, что в течение так называемого золотого часа, когда помощь пострадавшим наиболее действенна, медики могут просто и не доехать до места катастрофы. Грустная ирония судьбы заключается в том, что одна из причин такой "неторопливости" медицинских работников опять же сводится к качеству дорожного движения.