"МиГ" возобновит крупное производство истребителей
Помощь государства и крупные экспортные контракты позволили РСК "МиГ" резко снизить долговую нагрузку и даже задуматься о крупносерийном производстве "МиГ-29".Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" урегулировала долг перед Альфа-банком, сообщил "Ведомостям" чиновник Минобороны. Это подтвердил и представитель РСК "МиГ". По словам банкира из банка - кредитора корпорации, речь идет о долге примерно в 2 млрд руб., РСК "МиГ" погасила тело долга в начале 2010 г.
Общую сумму долга в МиГе не раскрывают, осенью 2008 г., на пике финансовых проблем корпорации, он составлял 44,6 млрд руб. По словам представителя МиГа, сейчас задолженность удалось снизить вдвое. МиГ остался должен по большей части поставщикам, говорит чиновник Минобороны, а также Сбербанку и частным банкам. В то же время портфель заказов МиГа достиг $6,8 млрд.
Директор по взысканию корпоративной просроченной задолженности Альфа-банка Заали Цанава сообщил, что МиГ действительно погасил долг, но неурегулированным остается вопрос о $11 млн штрафа. Погашенный кредит, рассказал Цанава, был выдан несколько лет назад и неоднократно реструктурировался - в последний раз в залог банк взял облигации МиГа на 3 млрд руб. с хорошим дисконтом. Цанава назвал отношения с МиГом комфортными и сообщил, что Альфа-банк готовится вновь кредитовать предприятие.
По словам менеджера предприятия авиапрома, близкого к руководству МиГа, кредит был выдан до заключения в 2006 г. контракта с Алжиром - в ожидании роста экспортной выручки, но Алжир отказался от "МиГов". Погашение кредита Альфа-банку должно было произойти в конце 2009 г., говорит банкир из банка - кредитора МиГа.
Договоренность с МиГом позволила Альфа-банку решить вопрос и о долге "Фазотрона" - разработчика и производителя радаров, ключевой для истребителей "МиГ" системы. Как сообщил представитель "Фазотрона", при помощи МиГа и "Ростехнологий" согласован график погашения долга "Фазотрона" примерно на $10 млн. Договоренность о погашении части долга "Фазотрона" есть, подтверждает Цанава, но банк в случае ее невыполнения будет настаивать на исполнительных мерах вплоть до банкротства.
МиГ стал в 2009 г. одним из главных получателей государственной антикризисной помощи. Бюджет выделил, по данным вице-премьера Сергея Иванова, 25 млрд руб. на 34 МиГ-29 для ВВС: 15 самолетов были возвращены из Алжира, остальные собраны в России. Кроме того, в уставный капитал корпорации было влито два транша по 15 млрд руб.
Портфель на $6,8 млрд содержит несколько полученных корпорацией за последние полгода контрактов: на 20 МиГ-29 для ВВС Бирмы (400 млн евро), 29 корабельных МиГ-29К/КУБ для ВМС Индии ($1,4 млрд), а также контракт почти на $1 млрд на модернизацию 63 индийских МиГ-29, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
По словам офицера Минобороны, в этом году ожидается заключение контракта на поставку морской авиации ВМФ России 26 МиГ-29К - они составят авиагруппу единственного российского авианосца "Адмирал Кузнецов". В 2012 г. авианосец поставят на капремонт, после завершения которого начнется поставка самолетов. С учетом перспективного заказа ВМС Индии еще на 20 МиГ-29К общее число новых МиГ-29, которые предстоит произвести МиГу, достигнет почти 100 штук, а это уже диктует необходимость возобновления крупносерийного производства, говорит Макиенко.
С советских времен крупносерийного производства истребителей не велось. Корабельные "МиГи" для Индии собирались вручную, а остальные брались из так называемого технологического задела - из числа частично или полностью собранных машин и агрегатов по отмененным заказам ВВС СССР, Ирака и других стран, говорит топ-менеджер одного из предприятий ОАК.
Задел иссяк и без восстановления производства, базой для которого станет нижегородский завод "Сокол", не обойтись, соглашается менеджер МиГа.