Российские компании извлекают пользу от кризиса
Российские компании пытаются извлечь пользу от финансового кризиса, привлечь новых клиентов и не потерять старых: сразу несколько компаний, относящихся к разным сегментам рынка, решили продвигать свои товары и услуги под названием "Антикризис" или "Антикризисный".Понятие "финансовый кризис" проникло в самые широкие слои населения. Поэтому попытка использовать его в маркетинговых целях выглядит вполне логичной. Так, например, алкогольная компания Recolte, ранее специализировавшаяся на производстве премиальной водки, с ноября начнет продавать в России водку под названием "Антикризисная". "Мы подготовили пакет водок эконом-класса, "Антикризисная" - одна из них", - рассказала пресс-секретарь Recolte Марина Черепанова. "Антикризисная" водка будет стоить в пределах ста рублей. Продаваться наш продукт будет, в том числе и в регионах, и в городах-миллионниках", - пояснила Черепанова.
К "антикризисным" продуктам и услугам обратились также компании и из других секторов. Так, брокер "Кредит Макс" на фоне финансового кризиса и снижения доступности кредитов запустил акцию "Антикризис", обещая снижение комиссии за услуги. Кредитный брокер "Кредитория" тоже проводит акцию с таким же названием, касающуюся ипотеки на вторичную недвижимость и кредитов для предприятий малого и среднего бизнеса. Одежный ритейлер среднего ценового уровня, компания Baon-Desam проводят скидочную "Антикризисную программу".
Пытаются использовать эту тему и бизнес-структуры, предлагающие свои услуги обеспеченным клиентам.
Например, клуб The Most недавно организовывал "антикризисную вечеринку", "Crisis Party" рекламировал и Wall St Bar.
"Антикризисные" мероприятия становятся популярными не только в Москве: целый ряд екатеринбургских ресторанов проводят "антикризисные" акции, стимулируя оплату банковскими картами или стимулируя покупателя скидками или "бонусными" блюдами.
Впервые "антикризисные" продукты появились после кризиса 1998 года: например, в начале 1999 года антикризисные тарифы появились в сфере связи. Тогда на фоне снижения абонентской базы пейджинговый оператор "ВессоЛинк" предложил ряд дешевых тарифов со сниженным уровнем обслуживания. Компания "АстраПейдж" прямо назвала свой тариф "Антикризисным". Ввел антикризисный тариф и сотовый оператор "Сонет", предлагавший клиентам безлимитную голосовую связь за $25 за месяц. Однако абонент должен был для перехода на этот тариф заплатить $2500, из которых потом вычиталась абонентская плата. Этот тариф был закрыт в 2004 г. при слиянии "Персональных коммуникаций" (работавших под торговой маркой "Сонет") и МСС в "СкайЛинк".
"Сейчас перед маркетингом стоит потрясающая задача - битва за оставшиеся деньги, - комментирует ситуацию генеральный директор коммуникационной группы компаний "МедиаПартнер" Светлана Владимирова. - Отражать актуальную ситуацию в рекламе выгодно и полезно. Человеческое внимание реагирует на доминанты, и поскольку кризис беспокоит всех, вполне возможно обернуть ситуацию в свою пользу.
Сегодня выиграют те компании, кто останется "на виду" и будет живо реагировать на актуальную тему".
"В условиях финансового кризиса мы надеемся удержать клиентов. Пока снижения спроса мы не фиксировали, но рынок замер", - подтверждает директор по развитию компании Baon Вадим Храмов. "Насколько эффективна будет "Антикризисная программа", судить пока рано, она только началась и продлится до середины ноября. Первые отзывы потребителей диаметрально противоположны, но это хорошо: значит, что акция привлекла внимание", - добавляет он.
Бороться с кризисом через рекламу пытаются и региональные банки. "У многих из них рекламные сообщения отсылают к кризису. Так, в основе творческой идеи нашего проекта для одного банка заложено сообщение о том, что финансовый кризис не мешает продолжению жизни", - рассказывает гендиректор ГК "Медиапартнер" Светлана Владимирова. По ее словам, цель таких рекламных кампаний - не только успокоить клиентов: "Мы стараемся получить новые возможности на рынке; проект также рассчитан на привлечение новых вкладчиков и на продвижение услуг кредитования среди представителей малого бизнеса".
О том, насколько целесообразно проводить подобные "антикризисные" акции, нужно говорить в каждом случае отдельно, считают эксперты. "Антикризисные" распродажи, вечеринки - это неплохо. В самом понятии "кризис" есть негативная составляющая, а эти акции направлены на эмоциональную разгрузку.
Эти краткосрочные акции привлекут внимание, так как они актуальны.
С "Антикризисной" водкой все сложнее, так как это более длительный проект", - считает генеральный директор маркетингового агентства Straget Наталья Балашова.
Даже при максимальной гибкости нужно время на разработку рецептуры, запуск производства, дистрибуцию и так далее, на полках продукт должен "жить" 6-8 месяцев, считает эксперт. За это время ситуация с российской экономикой может кардинально поменяться, а тема кризиса - потерять свою актуальность. "Гораздо лучшим решением было бы придумать "Антикризисный" коктейль в баре", - резюмирует Балашова.
Наталья Ищенко, Тимур Мухаматулин