Разделы



Rail Baltica соединит Литву с Евросоюзом

Литва до сих пор остается отрезаннной во всех смыслах от Европейского союза, членом которого является. Нет ни нефтепроводов, ни газопроводов, ни электропередач на Запад и с Запада, нет автострад и нет даже железнодорожного сообщения, которые соединяли бы Литву с Западом.

Как сообщает "Литовский курьер", за двадцать лет независимости дела почти не сдвинулись с мертвой точкой. Проблема Литвы - Польша, которая лежит "на пути к Западу", мало заинтересованная прокладывать пути на Восток, на Литву. Тем не менее, имеется воля Брюсселя, который желает видеть страны Прибалтики втянутыми в общую евросоюзную систему.

В этом смысле особенное внимание уделяется единой железнодорожной магистрали. Однако стоимость ее все время растет. Реализация проекта железнодорожной магистрали Rail Baltica может обойтись почти в два раза дороже, чем планировалось ранее: не 2,65 млрд евро, а 4,33 млрд евро. Rail Baltica должна пройти через Варшаву, Вильнюс, Ригу до Таллина (в перспективе - с помощью железнодорожного парома - соединение с Хельсинки).

Реализация проекта одобрена властями Евросоюза в 1997 году, однако реально он начал воплощаться в жизнь только в 2007-м. В 2000 году предполагалось, что общая стоимость магистрали составит 2,65 млрд евро. Однако Комитет по транспорту и туризму Европарламента заказал у компании Pricewaterhouse Coopers исследование, которое должно было ответить на вопрос, какова стоимость Rail Baltica на сегодняшний день. Согласно новой оценке, реализация этого проекта обойдется почти в 4,33 млрд евро. Столь существенное удорожание связано в первую очередь с тем, что ранее в смету не включался отрезок железной дороги в Польше.

Между тем, литовские СМИ критикуют проект за то, что в то время, как на Западе и даже в России строят линии скорых поездов, развивающих скорость 250-300 км в час, в Литве мечты хотя бы о скорости 180 км в час отброшены. В лучшем случае поезд будет двигаться со скоростью 110 км в час.

Прежний проект прокладывания железной дороги по новому маршруту отклонен: будет лишь реконструирована старое полотно. Вершина мечтаний - привести оставшуюся от "царской России" ширину дороги к европейским стандартам, чтобы не приходилось на границе с Польшей каждый раз часами менять колеса у вагонов и тепловоза. Отказ от прежнего смелого варианта литовские чиновники объясняют отсутствием средств (якобы ЕС субсидирует только 30%) и прибыльности дорогостоящих скоростных линий.