Индия снижает экспорт кофе
Урожай кофе в Индии, входящей в тройку его крупнейших производителей в Азии, в следующем году будет ниже прогнозов.Причина тому засуха, из-за которой могут сократиться посевные площади. На Индию приходится около 20% импортируемого в Россию кофе, однако на его цене в магазине неурожай не скажется. Кофе подорожает, но совершенно по другой причине.
Государственный индийский Совет по кофе прогнозировал в прошлом месяце, что в 2009 г. будет собрано 293 000 тонн зеленого кофе. Сегодня эти прогнозы подкорректировала Всеиндийская ассоциация экспортеров кофе. Урожай будет меньше, как минимум, на 5%, сообщил руководитель Рамеш Раджа. Если же дождей не будет еще две недели, то фермеры могут недосчитаться 20% урожая.
С 1 июня по 16 июля в южной провинции Карнатака, где находятся больше всего кофейных плантаций, дождей выпало на четверть меньше, чем обычно в этот период. В провинции Южная Керала дефицит осадков составил 41%, констатирует государственная служба метеорологии.
Как замечает Bloomberg, низкий урожай в Индии, экспортирующей 80% собранного кофе, может поддержать цены на него, упавшие в этом месяце на 5%. Однако в целом мировые цены на кофе регулируются, прежде всего, Бразилией, крупнейшим его экспортером. Международная кофейная организация (штаб-квартира в Лондоне) ожидает, что глобальное производство кофе в 2009 г. вырастет на 9%.
Неурожай в Индии приведет к снижению экспорта, говорит Рамеш Раджа. В этом году отгрузки зеленого кофе, по его словам, могут упасть до 210 000 тонн. Это, скорее всего, напрямую не скажется на цене продаваемого в России кофе, заверил RB.ru гендиректор Ассоциации производителей чая и кофе (Росчайкофе) Рамаз Чантурия.
Россия - один из импортеров индийского кофе: его закупают либо в сырье, т.е. в зернах, чтобы переработать в молотый или растворимый кофе, либо ввозят уже в виде готовой продукции. В прошлом году в Россию было ввезено 50 тысяч тонн зеленого кофе на $135 млн, из Индии было ввезено 8 тысяч тонн ($20 млн). Было ввезено 7 млн тонн растворимого кофе на $60 млн. Половина - из Индии.
По словам Чантурии, россияне пьют в основном растворимый кофе (80% от всего потребляемого в России кофе). Для вкусовых качеств растворимого кофе практически не имеет значения страна происхождения кофейных зерен, взятых для его производства. Это означает, что Россия не привязана к индийскому зеленому кофе. Российские производители, использующие индийское сырье, могут относительно легко заменить его другим - например, из Латинской Америки или Вьетнама - без ущерба для потребителя. А смена импортера на цене растворимого кофе практически не скажется, говорит глава Росчайкофе.
Теоретически неурожай в Индии может повлиять на конъюнктуру мирового рынка кофе, и уже опосредованно через него - на российский рынок. Но Индия всего лишь один, хоть и крупный, из многих производителей кофе. Первую скрипку в глобальном ценообразовании на кофе играет Бразилия, отмечает Чантурия. Поэтому мировые цены на кофе при сохранении нынешнего предложения другими экспортерами не отреагируют сильно на неурожай в Индии.
Нужно также учитывать и такой фактор, как долгосрочные контракты, заметил RB.ru аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин: "Большинство крупных транснациональных и российских игроков, контролирующих рынок растворимого кофе в России, обычно работают по диверсифицированным схемам закупок сырья, имеют долгосрочные контракты с поставщиками и стратегические запасы сырья, поэтому смогут максимально нивелировать риски".
И все же цены на кофе в российской рознице будут расти, но совершенно по другим причинам, говорит Рамаз Чантурия. Просто потребление кофе в мире растет, в том числе за счет густонаселенных стран и самих производителей, например, Индии, Китая и Бразилии. Повышение спроса на кофе, ведущее к росту цен на него, обусловлен ростом уровня жизни местного населения. Цены будут расти постепенно, поясняет Чантурия: дело в том, что стоимость зеленого кофе в цене растворимого кофе в рознице составляет 15-20% (остальное съедает производство, упаковка, транспорт, посредники, розница). В производстве кофе есть стадии, которые дороже, чем его производство, отмечает глава Росчайкофе. Поэтому удорожание сырья на себестоимости растворимого кофе влияет, но не столь значительно. Другое дело - инфляция.