Лужков будет контролировать все торговые сети
Московский мэр рассматривает план создания транспортно-логистической корпорации, которая обслужит все торговые сети столицыПравительство Москвы собирается взять под контроль продовольственное снабжение города. Через две-три недели мэрия изучит проект создания транспортно-логистического монстра, который будет обслуживать торговые сети. Замысел грандиозный: объединить городские транспортные предприятия и построить на их землях склады, гостиницы, автостоянки и ремонтные мастерские.
Саму идею не назвать новой. Московские чиновники уже несколько лет говорили о чем-то подобном в разных формах. Общая мысль - пора освободить город от верениц груженых фур, которые беспорядочно ездят по улицам и загрязняют свежий столичный воздух. Дело, конечно, благое. А еще, как выясняется, на этом можно будет неплохо заработать. Slon.ru стали известны подробности плана.
ПЕРВЫЙ БЛИН
С февраля 2007 г., когда правительство Москвы утвердило трехлетнюю городскую целевую программу по грузовому транспорту, затея по созданию транспортно-логистических центров далеко не продвинулась. Судя по материалам департамента по транспорту и связи, которые готовятся для заседания правительства Москвы, сами чиновники в этом не виноваты: "В связи с оптимизацией городского бюджета, вызванной финансово-экономическим кризисом, финансирование программы обеспечено лишь на 26,3% от плановых объемов". То есть, из первоначально запрошенных на проект 266,6 млн руб. было получено лишь 70 млн руб. По нынешним расценкам на эти деньги можно построить лишь малюсенький склад не самой высшей категории, а о целой сети и речи быть не может.
Ну, а раз запланированные мероприятия не выполнены, и срок действия текущей целевой программы подходит к концу, департамент транспорта и связи предлагает принять новую программу - без нее "создание комплексной системы транспортно-логистических центров... не представляется возможным". Теперь чиновники предлагают более конкретный план: объединить принадлежащие правительству Москвы автотранспортные предприятия, и, чтобы не терять время и деньги на решение земельных вопросов, прямо на их территории возвести склады, парковки, заправки, ремонтные мастерские, гостиницы для водителей.
ОБЪЕДИНИТЬ И ПОСТРОИТЬ
Для начала объединять планируется четыре АТП: ОАО "Автокомбинат N28", Автобазы N1 и N3 "Автокомбината N10", а также филиал ГУП "Мосавтотранс" - ТПК-2. Если они будут работать централизовано, то количество автомобилей, обслуживающих торговлю и, соответственно, курсирующих по Москве, будет постепенно сокращаться и к 2015 г., согласно плану, достигнет 240 000 единиц. Но, помимо автомобильного парка, у них в распоряжении есть территории суммарной площадью 20 га. Сколько нужно денег, чтобы застроить эту территорию перечисленными объектами, и где их планируется взять, чиновники не говорят: будут привлечены "различные источники финансирования". Но примерный ценник все же можно попробовать прикинуть.
По оценкам компании Jones Lang LaSalle, строительство недорогой гостиницы в Москве (с отделкой и оснащением) обходится в $1800 - 2000 за кв. м, а цена возведения склада (без учета земли и стоимости подключения коммуникаций) может колебаться в пределах $500 - 800 за кв.м. Если посчитать совсем уж грубо, приняв за стоимость застройки одного кв. м цифру в $1000, то освоение заявленной территории выльется, по меньшей мере, в $200 млн. Реальная же цифра почти наверняка будет вдвое выше. И это - затраты только на четыре центра, а всего их будет десяток - во всех, кроме Центрального, округах Москвы. Неужели все это делается исключительно ради улучшения дорожной обстановки и экологии?
БЫТЬ ПОСРЕДНИКОМ
У идеи есть и более приземленный смысл. Создаваемый транспортно-логистический центр должен зарабатывать на предоставлении перевозочных и складских услуг торговым сетям, работающим в Москве. Департамент по транспорту и связи уже начал переговоры с ритейлерами. По замыслу чиновников, транспортно-логистические центры станут чем-то вроде перевалочного пункта для товаров.
Те завозятся в Москву большими фурами, в распределительных центрах формируются в наборы по заявкам торговых сетей и затем небольшими автомобилями распределяются между конкретными магазинами. Но вот нужны ли эти услуги ритейлерам? Представитель одной из сетей говорит, что на рынке есть проблемы и с транспортировкой и с хранением товаров: имеющиеся в столице склады крайне низкого качества, а перевозкой занимаются преимущественно "серые" частные предприниматели, которые не могут гарантировать своевременное исполнение заказа. Возможность заказать обе услуги в "одном окне", уверен он, могла бы упростить доставку товаров до конкретного магазина и помочь сетям сократить издержки. Затраты эти, впрочем, не такие уж и большие: в общей структуре расходов торговых сетей на транспорт и логистику колеблются в пределах 2 - 5%.
Насколько серьезно получится сэкономить на правительственной транспортно-логистической корпорации, сейчас посчитать практически невозможно - все зависит от тарифов, которые она установит. Но до этого еще очень далеко: прежде, чем объединить транспортные активы Москвы, - если, конечно, Юрий Лужков одобрит план, - нужно акционировать автотранспортные ГУПы, а это произойдет никак не раньше следующего года. Затем полученную территорию нужно будет зачистить в буквальном смысле слова, в том числе, от нынешних арендаторов (площади автотранспортных предприятий мало используются по назначению), а затем построить то, что задумано. На это уйдет еще года три, не меньше.
МОНСТР ДЛЯ РЕГУЛЯТОРА
Если чиновникам удастся реализовать этот план, то альтернативы этой корпорации на рынке не будет, уверены представители торговых сетей. Небольшим транспортным компаниям придется уйти с рынка -им, вероятнее всего, не под силу тягаться с монополистом, который будет не просто возить ритейлерам их товары, а еще и сортировать их для конкретных магазинов. Да и административный ресурс еще никто не отменял: правительство Москвы, если пожелает, в любой момент сможет ограничить движение "не своих" автомобилей.Именно такой размах предприятия, которым, к тому же, будет управлять тот, кто устанавливает правила игры на рынке, и настораживает. Эксперты логистического рынка умеренно-пессимистичны. Существующая сегодня система снабжения магазинов вполне нормально настроена и с каждым годом улучшается, уверен председатель совета директоров Smart Logistic Group Владимир Елин, так что проект обречен на провал.
Сама идея, по мнению Елина, противоречит здравому смыслу. Все крупные города мира развиваются, выводя всевозможные склады на окраины и за его пределы, а не загоняя их внутрь мегаполисов. Председатель совета директоров ГК "Виктория" Николай Власенко еще более категоричен: правительству Москвы, как и государству в целом, давно пора продавать свои активы, перестать заниматься бизнесом и создавать все новых и новых управленческих монстров, - ничего кроме еще одной поляны для коррупции из этого не выйдет.
Чиновники, конечно, не исключают, что привлекут к управлению корпорацией профессионального оператора. Но все же принадлежать она будет правительству Москвы. А последнее, как известно, - чрезвычайно активный собственник, от влияния которого на бизнес никуда не деться.