Разделы



Берлин и Париж согласовали защиту от дефолта

Франция и Германия согласовали новый механизм оказания экстренной финансовой поддержки отдельным странам Европы, оказавшимся на грани дефолта.

Главной особенностью нового антикризисного инструмента станет распространение ответственности за допущение долгового кризиса не только на правительства стран еврозоны, но и на самих кредиторов - держателей государственных долгов.

Министры финансов Франции и Германии при поддержке Европейской комиссии и Европейского центрального банка согласовали новый механизм оказания экстренной финансовой поддержки отдельным странам Европы, оказавшимся на грани дефолта.

"Инвесторы впервые будут нести свою долю финансовых потерь в случае повторения долгового кризиса"

Это решение было принято в попытке успокоить финансовые рынки, нестабильность которых была спровоцирована ирландским долговым кризисом. По идее министров финансов, принятие нового механизма поможет вернуть доверие инвесторов к еврозоне. Введение нового механизма никак не затронет нынешних держателей облигаций Ирландии, Португалии или других стран ЕС, пишет Financial Times.

Главная особенность предлагаемой новой системы спасения заключается в положении о коллективных действиях, которое предполагает ответственность держателей облигаций за возможную реструктуризацию долга. То есть инвесторы впервые будут нести свою долю финансовых потерь в случае повторения долгового кризиса, чтобы спасение экономически уязвимых стран не было лишь делом налогоплательщиков.

Предполагается, что этот механизм придет с 2013 года на смену нынешнему общеевропейскому фонду помощи, получившему название European Financial Stability Facility, который был создан в 2010 году после кризиса в Греции. Фонд был образован за счет средств стран ЕС, а также Международного валютного фонда. Общие финансовые ресурсы европейского фонда составляют 750 млрд евро.

Новый механизм размещения госбумаг стран еврозоны позволит в условиях кризиса достигнуть договоренности с кредиторами об изменении сроков погашения и стоимости ценных бумаг.

Отметим, что канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози еще в октябре совместно призвали к созданию механизма решения долговых проблем с участием частного сектора. Но у правительств двух стран возникли разногласия по деталям предлагаемой схемы.

Франция высказала крайнее недовольство идеей Германии о создании такого антикризисного механизма, который предусматривал бы автоматические финансовые потери частного сектора в случае дефолта страны еврозоны. Париж, в свою очередь, продвигал идею об избирательном подходе, когда финансовое участие частных инвесторов в решении долговых проблем рассматривалось бы в зависимости от конкретных обстоятельств, сообщает РИА "Новости".

Согласно позиции Франции, автоматический характер механизма предоставит возможности для спекуляций, дестабилизирует рынки и повысит стоимость заимствований для "периферийных" стран еврозоны, которые и без того находятся в сложном финансовом положении.

Пытаясь устранить эти разногласия, Берлин и Париж договорились, что участие частного сектора в реструктуризации может быть оформлено в виде специальной оговорки при выпуске новых гособлигаций, которая бы позволила упростить достижение договоренности с кредиторами относительно изменений срока погашения бумаг или их номинальной стоимости. Условия реструктуризации будут обговариваться в каждом конкретном случае между страной-должником и группой кредиторов.

Тем не менее разногласия между Берлином и Парижем по-прежнему сохраняются. Так, Франция считает, что участие частного сектора в реструктуризации может быть оформлено в различных формах, например за счет продления срока погашения гособлигаций. Германия, в свою очередь, предпочитает делать акцент на списании части долга по госбумагам.

Кроме того, Франция также хочет предоставить странам-должникам возможность урегулирования вопросов по гособлигациям путем переоформления задолженности или переноса срока платежей, а также получения финансовой поддержки со стороны еврозоны до того, как возникнет необходимость предпринять более серьезную реструктуризацию долга.

Против введения нового механизма коллективных действий выступила Италия, которая опасается, что внедрение этой системы приведет к сокращению ликвидности на рынке облигаций.