Разделы



Бюджет готов содержать чиновников и после отставки

Как чиновникам удается получать жалование и зарабатывать стаж, даже покинув службу.

Во многих организациях ходят легенды и анекдоты о бывших сотрудниках, которые по бюрократическому недоразумению получали зарплату по полгода после увольнения. Но для чиновников и депутатов в российских регионах это вполне штатная ситуация: бюджет готов содержать их еще долго и после отставки. Удивительная картина, если иметь в виду кризис и отчаянные призывы губернаторов экономить на всем.

Правда, теперь все может поменяться. На прошлой неделе прокуратура лишила бывшего губернатора Кировской области Николая Шаклеина зарплаты, которую тот имел право получать еще год после отставки. Депутаты областного законодательного собрания не успели ввести в действие новый региональный закон, по которому их денежное содержание сохранялось еще полгода по окончании полномочий, как его тоже оспорили прокуроры. В их деле, как и в случае с губернатором, суд встал на сторону прокуратуры, объяснившей: государство не имеет права гарантировать трудовые права тем гражданам, которые в трудовых отношениях не состоят. Поступили протесты и на аналогичные нормы законов, касавшиеся членов правительства области и выборных муниципальных деятелей.

Такие же правила вот уже 10 - 15 лет есть в десятках, если не сотнях региональных законов и муниципальных актов. Slon.ru решил помочь борьбе за законность в трудовых делах и выбрал 33 примера заботы региональных и местных властей о своих кадрах (см. таблицу).

Мы не учитываем выплату выходных пособий (порой довольно щедрых), а выделили именно те случаи, о каких говорит прокуратура, когда государство продолжает платить зарплату тем, с кем уже разорвало трудовой контракт, пока те не устроятся на новую работу. А зачастую и после этого: чиновникам и депутатам, нашедшим работу после увольнения, бюджет еще несколько месяцев доплачивает к новой зарплате, если она ниже прежней.

СТАЖ БЕЗ РАБОТЫ

Деньги, конечно, раздают не всем подряд, обычно есть ряд оговорок. Например, депутат должен работать на постоянной (штатной) основе, а работник аппарата или органов исполнительной власти - отслужить не менее одного года или отработать хотя бы один срок (для выборных должностей). Не засчитываются случаи увольнения на основании судебного приговора или в связи с должностными проступками.

Бывают, хотя и реже, и другие ограничения. В Липецкой области денежное содержание бывшим депутатам выплачивается только при роспуске, самороспуске или реорганизации законодательного собрания. В Карелии при уходе депутата по личному заявлению зарплата не сохраняется, зато, как и в некоторых других регионах, бывшему парламентарию обязаны предоставить прежнюю работу или равноценную ей.

В Псковской области ушедшим с поста мэрам платят лишь по три месяца, а депутатам городского округа Вахрушев (Сахалинская область) - по полгода. Бывшего вахрушевского депутата нельзя в течение года уволить с новой работы без согласия окружного собрания. А в Мордовии период сохранения зарплаты после увольнения даже засчитывается в стаж муниципальной службы.

ОЧЕРЕДЬ В КАССУ

Подсчитать во сколько все эти привилегии обходятся региональным и местным бюджетам, сложно. Скажем, в бюджете Пскова на выплаты уходящему мэру до момента его трудоустройства в 2009 г. было заложено 141 780 руб. Оценить выплаты губернаторам, главам законодательных собраний и некоторым региональным министрам можно, скажем, по их декларациям о доходах. Как правило, это 0,5 - 2 млн руб. в год на человека. Но лишь меньшинство из тех, кому причитаются выплаты, заполняют декларации: право на зарплату постфактум могут иметь и депутаты, и начальники отделов администраций и аппаратов законодательных собраний, и некоторые специалисты (да и сроки там побольше, ведь псковского мэра казна должна была содержать всего три месяца).

Еще сложнее оценить, какая часть этих сумм реально востребована. Например, не удалось установить, воспользовались ли правом на выплаты кировский экс-губернатор Шаклеин или ушедший в отставку мэр Пскова Михаил Хоронен. А вот бывший глава Качканара Анатолий Калугин воспользовался.

Но даже по очень грубым прикидкам это как минимум десятки миллионов рублей в год; потенциал для оптимизации очевиден. И проблема-то ведь не в нарушении Трудового кодекса: формально никто не мешает законодателям выписывать те же суммы как выходные пособия. Вопрос в элементарной скромности.

Еще на темы чиновники, деньги, зарплаты, бюджеты: