"Автомобиль Прохорова" остался без имени
Компания "Онэксим" Михаила Прохорова завершила конкурс на лучшее название для машины, созданной в рамках проекта "Городской автомобиль".По его итогам никто не победил. Между тем, обычные граждане, которых призывали принять участие в конкурсе, прислали 11 тысяч 365 предложений.
После того как вечером 1 сентября в блоге проекта появились неутешительные результаты конкурса, блогеры почувствовали себя обиженными и возмутились. Они, вместе с анонимами, обвиняли организаторов в недобросовестности и спрашивали: как можно из 11 тысяч имен не выбрать ни одного? Организаторы отреагировали оперативно и довольно честно: уже вечером следующего дня, 2 сентября, в блоге была выложена таблица со всеми народными вариантами. Таблицу сопровождало письмо с экспертным заключением.
"Авто.Лента" изучила все 11 тысяч 365 вариантов названий и выбрала из них самые интересные, а также попыталась разобраться, чем народные имена не приглянулись "Онэксиму".
Автомобиль для народа
За основу был взят проект петербургской компании "Яровит", которая занимается производством грузовых автомобилей, а также разработкой и внедрением технологий в энергетической сфере. Серийную "народную" машину планируется оснастить 70-сильным электромотором, питающимся от комплекта литий-ионных батарей. По предварительной информации, автомобиль сможет развивать скорость до 120 километров в час, а запас его хода на полностью заряженном аккумуляторе составит 400 километров.
Проект по созданию электромобиля для народа получил название "Городской автомобиль". Представить новую машину планировалось уже в декабре 2010 года. Однако за полгода до премьеры у нее по-прежнему не было главного - имени. Его поручили выбрать тем, для кого и предназначается машина - народу.
Конкурс на лучшее название для нового российского автомобиля был объявлен в блоге "Городского автомобиля" - главном источнике информации о будущем электрокаре. Конкурс должен был пройти в три этапа. На первом, проходившем с 1 июля по 1 августа, участникам предлагалось отправить свою заявку с указанием названия автомобиля, слогана для его рекламной кампании и легенды - почему у электромобиля должно быть именно это имя. На втором этапе присланные заявки рассмотрела конкурсная комиссия, которая должна была выбрать наиболее понравившиеся варианты и проверить их на "правовую чистоту".
Завершающий этап конкурса - народное голосование - должно было пройти с 1 по 10 сентября 2010 года. Однако до него дело так и не дошло.
Не в интересах государства
Человеком, поставившим крест на народном имени, стал профессор кафедры дизайна гуманитарного факультета БГУ, кандидат философских наук, член-корреспондент БААРХ, член международной ассоциации "Союз дизайнеров" и Белорусского Союза дизайнеров Олег Викторович Чернышев. Изучив более 11 тысяч имен, слоганов и концепций, он предложил организаторам конкурса "продолжить работу за рамками предложенных вариантов".
В своем заключении Чернышев выделил несколько принципов, по которым должно было создаваться название для "Городского автомобиля". В частности, оно должно учитывать "общегосударственные и корпоративные интересы проекта" по созданию "принципиально нового" автомобиля. Это значит, в том числе, что организаторы надеялись получить русское название, а не "иностранное" - записанное латиницей или представляющее собой кальку с английского (французского и т.д.) языка. Кроме того, имя машины должно отражать инновационность технологий, используемых в электромобиле, а также его доступность для населения.
Однако ни одно из названий не удовлетворяло всем этим принципам. Мало того, профессор выразил сожаление, что участники не стали "утруждать себя глубокими теоретическими размышлениями и творческим поиском ответа на поставленную задачу". Так, посетовал Чернышев, среди читательских предложений были и совсем уж оскорбительные и неуместные названия, вроде "эклектика", "штепсель", "циник", "хулиган", "халява", "самовар", "проходимец" и другие.
Несмотря на общую негативную оценку присланных работ, рецензент отметил несколько удачных вариантов: Аврора, Барей, Барс, Гаврош, Данко, Пассия, Варяг, Вектор, Триада, Веха, Тритон, Вулкан, Гонг, Дар, Гром, Колос, Парус, Минин, Кокон, Квант. Однако и они не смогли удовлетворить всем требованиям организаторов конкурса.
Остается загадкой, почему оценивать российский автомобиль поручили белорусскому специалисту. Однако на этот вопрос нам не ответили.
Накапайте чуть-чуть Байкала матросу
"Выстреливающее" и подходящее по всем строгим требованиям название не удалось найти и нам. Тем не менее, среди заявок может набраться несколько сотен курьезных и оригинальных. Правда, вряд ли им суждено стать новым именем хотя бы для одного автомобиля. Предлагаем вам наиболее интересные, на наш взгляд, варианты. Авторская орфография и пунктуация сохранены.
"27". Слоган: "Право свободно передвигаться".
Несмотря на невзрачное имя, автомобиль мог бы попасть с ним в историю как самый демократичный автомобиль в мире, поскольку название отсылает к статье 27 Конституции РФ: "Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства". Владельцы такого автомобиля могли бы организовать свой клуб, например "Стратегия-27", и устраивать автопробеги 27 числа каждого месяца под лозунгом "Верните нам конституционное право на свободное передвижение - почините дороги!"
"Авосс". Слоган: "Вся надежда на него".
"Преобразовано от русского слова "авось". В русской культуре - это последняя надежда тогда, когда надеяться больше не на что, - пишет один из участников конкурса. - Название преобразовано в благородное и сильное звучание как на русском, так и на английском языках, символизирует сбычу долгожданной мечты, чуда, которое оправдает ожидание".
"Аврора".
Это название стало одним из самых популярных (и честно говоря, банальных) среди участников конкурса - его предложили 18 человек. Однако один из них, видимо, вспомнил важную революционную роль одноименного крейсера в истории России и предложил слоган: "Автора - выстрели в будущее!"
"Аксон". Слоган: "Грациозно по району на комфортном на Аксоне".
Сперва может показаться, что это название и слоган придумал человек, который не знаком со значением слова "аксон". Однако его автор дает в легенде расшифровку термина: "отросток нервной клетки, по которому идут нервные импульсы". Правда, не уточняет, какая связь может быть между электромобилем и "отростком".
"Байкал".
Очередному банальному названию один из участников конкурса предложил вполне оригинальный слоган: "Байкал - это всё что осталось чистого в России".
"Батрак". Слоган: "Работает на тебя!"
Видимо, автор решил противопоставить новый электромобиль остальным автомобилям, на которые порой работают сами владельцы.
"Блоха". Слоган: "Легка, вертка, городская "Блоха".
С таким именем автомобиль должен напоминать россиянам о подвиге лесковского Левши, подковавшего блоху, и тем самым внушать гордость.
"Везунчик". Слоган: "Который везет, и которому везет".
Для непонятливых автор этого варианта поясняет: везунчик - он же счастливчик.
"Горфренд". Слоганы: "У Кати - бой-френд, у Миши-гел-френд, но каждому нужен Горфренд!", "Горфнренд - друг города и горожан".
Участник конкурса решил предложить неологизм, основываясь на созвучии с английскими словами boyfriend ("друг") и girlfrend ("подружка").
"Дульсинея". Слоган: "Как Дон Кихот любил Дульсинею, так любим мы народное авто".
Автор не объясняет, как родилась идея назвать автомобиль в честь героев романа Сервантеса. Однако с таким именем автомобиль выполнял бы не только свое прямое назначение - возить людей, но и мог бы их попутно просветить.
"Капля". Слоган: "Накапайте чуть-чуть".
По задумке автора, с такими словами на новом автомобиле стоит обращаться к работникам заправочных станций. Однако это же выражение могут неправильно понять работники ГИБДД - и начнут останавливать автомобили с подозрительным названием.
"Колобок". Слоган: "Потому что круглая земля".
Логично предположить, что автора этого варианта вдохновила старая КВН-овская шутка про гладиолус.
"Мопс". Слоган: "Заведи друга".
Участник конкурса посчитал, что электромобиль можно описать качествами собаки породы мопс, поскольку они "компактны, неприхотливы, мускулисты, дружелюбны и открыты."
"Матрена". Слоган: "Матрена" мать семейства автомобильных дорог!"
Что это за семейство дорог, автор, к сожалению, не уточняет.
"Матрос". Слоган: "Палундра! Матросы в городе!"
Авторская орфография сохранена.
"Мерин". Слоган: "Умом Россию не понять.. аршином не измерить ... -
...Мы верим! -
Очистить воздух в городах
Поможет Русский - Нано Мерин..."
Про негативное значение данного слова в русском языке автор предпочел умолчать.
"Пердик". Слоган: "На "Пердике" - в светлое будущее".
Сложно предположить, в какое именно будущее можно попасть на машине с таким названием, однако автором этого варианта двигали исключительно благородные чувства. "В древнегреческой мифологии так звался племянник и ученик Дедала, легендарного строителя и художника", - говорится в легенде, прилагаемой к названию.
"Серый Волк". Слоган: "Серый Волк" - царская преданность".
Такой слоган может стать первой положительной поговоркой о волках в русском фольклоре.
"Тунгус". Слоганы: "Ты войдёшь со мной во вкус, по тому, что я "Тунгус", "Компактный, подвижный, дикий".
К сожалению, автор не уточнил, что значит "дикий" автомобиль.
"Ура !!!" Слоган: "Теперь и вы сможете купить новый автомобиль!" - "Ура!!!" Ура - удобно? Да! Ура надёжно? Да! " Ура!!! " - вот это да!" Ура!!! " - позитив всегда!"
К такому слогану добавить нечего. Разве что: "Ура!!!"
"Чебурашка". Слоган: "Давай дружить".
Появление на конкурсе названий в честь исконно русского персонажа Чебурашки было вполне ожидаемо. Однако один из конкурсантов подал разработчикам автомобиля совет, как должен выглядеть электромобиль, предложив слоган: "Самые большие зеркала заднего вида в мире".
Ненародный, но...
Не сумев выбрать ни одно из названий, разработчики автомобиля уже на первых этапах создания машины отказали ей в народности. В отличие, например, от "АвтоВАЗа", который выбрал хоть и спорное, но зато предложенное простым человеком имя для новой бюджетной модели.
Однако "АвтоВАЗ", получивший во много раз больше заявок в рамках точно такого же конкурса, не опубликовал ни одного из отсеянных имен, заявив, что они еще могут пригодиться. Вне зависимости от того - хорошие они или плохие. "Онэксим" поступил иначе, надеясь, наверное, завоевать народную любовь честностью и открытостью.
Так что, может, электромобиль Прохорова пока и не народный, но зато честный.
В январе 2010 года во время встречи с премьер-министром Владимиром Путиным Михаил Прохоров сообщил, что его группа компаний "Онэксим" приступила к созданию городского доступного автомобиля с использованием передовых технологий. Позже оказалось, что речь идет об электромобиле, и не одном, а как минимум трех - хэтчбеке гольф-класса, машине А-класса и кроссовере.