Разделы



"АвтоВАЗ" признали безнадежным

89% сотрудников "АвтоВАЗа" считают положение завода безнадежным. Социологи видят, что люди больше не планируют связывать свое будущее с "АвтоВАЗом".

Экономисты говорят о необходимости создания в городе альтернативных производств.

По данным Фонда социальных исследований, проводившего опрос работников "АвтоВАЗа" и жителей Тольятти, в целом они верят в выход из кризиса для себя лично, но не для автоконцерна. Социологи говорят, что люди не планируют связывать свое будущее с "АвтоВАЗом".

"Год назад "АвтоВАЗ" был источником благополучия для горожан, - говорит президент Фонда социальных исследований Владимир Звоновский. - В августе 2008-го только 15% работников завода отмечали ухудшение своего материального положения за последние 12 месяцев, а в целом по городу таких было 25%. Сейчас об этом говорят 86% сотрудников "АвтоВАЗа" и 68% тольяттинцев". 89% респондентов на "АвтоВАЗе" называют положение своего предприятия безнадежным.

"Вероятно, они ассоциируют свое будущее с городом и страной в целом, но больше не связывают личные перспективы с заводом", - считает Владимир Звоновский.

Объем задолженности "АвтоВАЗа" достиг 53 млрд рублей. Чистый убыток по итогам первого полугодия 2009 года составил 14,2 млрд рублей против чистой прибыли в 1,49 млрд рублей в первом полугодии 2008 года. Выручка компании снизилась более чем в два раза и составила 40,22 млрд рублей, в частности, выручка от продажи автомобилей сократилась на 50,2%. Лидер профсоюза "Единство" Петр Золотарев рассказал Infox.ru, что в городе и среди рабочих "АвтоВАЗа" циркулируют слухи, что на заводе "составляются списки кандидатов на увольнения, в которые входят не только пенсионеры, но и сотрудники работоспособного возраста". "АвтоВАЗ" подконтролен госкорпорации "Ростехнологии".

61% сотрудников "АвтоВАЗа" винят в сложившейся ситуации непродуманные действия российских властей. Вину иностранных государств и компаний видят 17% опрошенных, объективными законами капиталистической экономики объясняют положение дел 14% опрошенных. При этом работники завода чаще, чем другие (в 64% случаев), считают, что именно федеральное правительство поможет им выйти из кризиса. Надежды на руководство "АвтоВАЗа", концерн Renault-Nissan и правительство Самарской области выражены намного слабее.

Экономисты говорят о необходимости создания новых производств разного профиля, а также о неэффективности плана по массовому переселению бывших работников "АвтоВАЗа" в Калужскую область.

"Безусловно, невозможно одномоментно решить проблемы Тольятти, - считает директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. - Все-таки "АвтоВАЗ" - достаточно громоздкое предприятие, и если уж кризис его коснулся, то и весь город будет чувствовать себя не совсем благополучно. С другой стороны, крупные размеры самого города задают и соответствующие просторы для разнообразного развития. И первым шагом на пути решения проблем Тольятти должен стать поиск возможности создания новых производств в самом городе, чтобы высвобождающиеся работники с "АвтоВАЗа" смогли найти какие-то новые формы применения".

Сергей Целиков, директор расположенного в Тольятти аналитического агентства "Автостат", полагает, что ситуация в городе будет оставаться тяжелой на протяжении еще двух-трех лет.

"Я уверен, что выход все равно будет найден, - говорит он. - Сейчас он интенсивно ищется, в том числе и в плане создания новых производственных мощностей. Не исключено, что в Тольятти могут появиться автомобильные сборочные предприятия. Также уже существует ряд проектов в сферах медицинской и авиационной техники, в области туризма. Есть уже ставшие пресловутыми проекты по созданию производства игрушек".

По его словам, также в Тольятти создается особая экономическая зона, в которой будут сосредоточены порядка 20-30 предприятий, параллельно с ней - технологический парк, IT-парк, два бизнес-инкубатора.

"Работа идет в разных направлениях. Вопрос в том, что именно сможет дать максимальную занятость населения", - говорит Сергей Целиков.

"Город находится в адекватной транспортной доступности. И инфраструктура там создана вполне нормальная, чтобы найти какие-то новые способы применения труда, - отмечает Владимир Климанов. - Гораздо менее эффективными и перспективными выглядят возможности переселения людей в новые центры автомобилестроения, о чем сейчас ведется дискуссия. На мой взгляд, в единичных случаях это может иметь место, но не в массовом порядке".

Вице-президент по научно-исследовательской работе и заведующий кафедрой организации производства Тольяттинской академии управления Александр Клевлин говорит о необходимости превращения крупнейшего российского моногорода "в город комфортного проживания".

"Наша академия разрабатывает такой план совместно с Минпромторгом и МЭРТ, - рассказывает он. - Этот документ предусматривает несколько блоков, в частности, перевод города с централизованного на децентрализованное энергообеспечение. Это приведет к повышению энергоэффективности, снижению тарифов ЖКХ, а значит, и к уменьшению расходов каждой семьи. Есть мероприятия, связанные с повышением доходов населения. В части занятости предлагается сделать ставку на развитие малого бизнеса, в который можно было бы перераспределить людей. Уже есть целая серия конкретных проектов в этой области".