Разделы



АвтоВАЗ: Когда начнется "движение к прогрессу"

Сегодня стали известны очередные подробности финансирования АвтоВАЗа.

В начале этой недели "Политком.ру" уже публиковал статью на тему визита Путина во Францию для проведения переговоров о судьбе автозавода с его акционером французским Renault. Тогда стороны пришли к весьма общим договоренностям - провести совместную плавную модернизацию завода. Теперь же в правительстве РФ активно обсуждаются меры по воплощению обязательств, данных российской стороной. Сбербанк вновь обязывают дать кредит, причем не напрямую, а через Ростехнологии. Также при допэмиссии акций доля "Тройки Диалог" уменьшится, доля Renault не изменится, соответственно, доля госкорпорации увеличится. Путин вчера заявил, что завод вскоре наметит "естественное движение к прогрессу", во что с учетом всех обстоятельств верится с трудом.

Вчера правительство РФ начало очередной раунд обсуждений по поводу способов финансирования АвтоВАЗа. Как известно, в конце прошлой недели Владимир Путин совершил рабочую поездку во Францию с целью переговоров с французским концерном Renault (собственника блокпакета акций АвтоВАЗа) по поводу совместных действий по модернизации завода. В результате, стороны пришли к соглашению, что правительство РФ выделит 50 млрд. рублей, в том числе 12 млрд. в ближайшее время, а французский концерн вложит 300 млн. евро, 240 млн. из которых будут переданы автопредприятию в качестве технологий. Также обсуждалась реструктуризация завода посредством допэмиссии акций, при которой французскому акционеру гарантировалось сохранение, а то и увеличение доли. Окончательный формат договоренностей будет представлен к 1 марта 2010 года.

Сейчас правительство обсуждает способы выделения первых 12 млрд. рублей автомобильному заводу, при этом выясняются любопытные детали. Во-первых, АвтоВАЗу необходимо получить заявленные финансовые средства до конца этого года. Однако деньги планируется потратить отнюдь не на сокращенных сотрудников, как анонсировалось ранее (сокращать их уже не собираются), а на пополнение оборотных средств! Как пишет "Коммерсант", кредиторская задолженность завода равняется 5 млрд. рублей и нужны деньги, чтоб расплатиться с поставщиками. Аналогичная ситуация произошла летом этого года, когда АвтоВАЗу выделили 25 млрд. рублей, чтобы просто расплатиться с долгами. Кстати, именно такой подход встретил жесткую критику со стороны самого широкого круга экономических экспертов.

По всей видимости, летняя схема финансирования будет перенята не только по подходу, но и по механизму выделения денег. Это, собственно говоря, вторая неожиданная особенность. Летом этого года Сбербанк выделил деньги заводу не напрямую, а через Ростехнологии, которая передает деньги в виде ссуды или кредита. Тогда эта ситуация расценивалась как подтверждение веса Ростехнологий и его лоббистского потенциала, однако, после ряда событий и открытой публичной критики госкорпорации и ее гендиректора Сергея Чемезова - все сделали вывод о снижении роли Ростехнологий в механизме принятия решения по ключевым активам и денежным вливаниям. Но не тут то было - на этот раз антикризисная комиссия Игоря Шувалова обсуждает именно летний механизм финансирования через госкорпорацию, что впоследствии при допэмиссии акций может увеличить ее долю.

На следующей неделе планируется принять окончательное решение, а потом уже обсуждать выделение оставшихся 38 млрд. рублей. По некоторой информации, деньги пойдут на погашение кредитов перед банками - а это Сбербанк и ВТБ. Ситуация, надо сказать, запутанная.

Однако очевидно одно. Российское правительство стремится максимально навести порядок на заводе до марта 2010 года, чтобы внедрять французские технологии в ситуации относительной определенности. А не тогда, когда неясно, сколько человек будет работать на заводе, какой его долг и, в конце концов, какая структура акционерного капитала. Такие суждения частично подтверждаются высказываниями Владимира Путина в ходе вчерашней "прямой линии". Премьер сказал: "Сегодня предприятие можно спасти, оно может выйти на новый модельный ряд на уровень мировых стандартов, есть опытные, хорошо подготовленные люди, развита инфраструктура и бренд". Как оказалось, помимо 50 млрд. рублей государство внесет еще 4,5 млрд. рублей на создание рабочих мест. "Это будет естественное движение к прогрессу" - подытожил Путин. Конечно же, эта позиция премьера очень спорная, но показательная в плане мотивов российского руководства, которому закрытие завода будет сулить гораздо больше потерь публичного характера, чем финансирование его плачевного состояния с употреблением в публичных выступлениях, уже полюбившиеся слова "прогресс", "модернизация" и "постепенное развитие".