Планы Путина замедляют процесс вступления Россия в ВТО
Усилия премьер-министра Владимира Путина, направленные на возрождение российской промышленности с использованием финансовой помощи и протекционистских мер, ставят под сомнение желание Москвы вступить во ВТО в ближайшем будущем.Россия заявила, что она намерена завершить продолжающуюся уже 17 лет попытку вступить в ВТО, опираясь на поддержку Соединенных Штатов. Однако либералы в российском кабинете министров, судя по всему, теряют свои позиции вместе со своей политикой, препятствующей государственным инвестициям.
"Судя по всему, Россия сознательно пытается отложить вступление в ВТО и вместо этого предпочитает экспериментировать с различными методами индустриальной политики", отметил профессор таллиннского Технического университета в Эстонии Эрик Рейнерт (Erik Reinert).
Россия является крупнейшей экономикой за пределами этой организации, в состав которой входит 153 государства. ВТО устанавливает правила в поддержку свободной торговли и выступает против несправедливой помощи со стороны государства. Как стало известно, Россия возобновила во вторник переговоры о вступлении в ВТО. Высокопоставленный американский чиновник отметил, что у этого процесса есть поступательная динамика и он характеризуется " наличием большой энергии с российской стороны".
Президенты Барак Обама и Дмитрий Медведев публично призвали в июне переговорщиков к тому, чтобы они быстро и активно провели работу по преодолению оставшихся препятствий. Представители США и России встретились в этом месяце в Москве для обсуждения оставшихся вопросов, а высокопоставленный сотрудник Белого дома, возможно, в этом году посетит Москву.
Однако Путин заявил во вторник, что Россия вряд ли вступит в ВТО в этом году, и эксперты говорят о том, что быстрое вступление в ВТО противоречит целям Путина относительно ре-индустриализации России.
"Россия не готова к вступлению в ВТО", подчеркнул Рейнерт. Он призвал Москву посмотреть на то, каким образом такие крупные развивающиеся экономики как Индия, Бразилия и Китай смогли избежать негативных последствий для своей экономики от членства в ВТО.
Путин, который в качестве премьер-министра стал отвечать за развитие экономики после окончания срока своего президентства в 2008 году, продолжает считаться наиболее влиятельным руководителем в России. Он резко сместил акценты в области экономической политики в течение двух лет кризисного управления.
В период глубокой рецессии в России кабинет Путина определил такие перспективные сектора как нефтехимия, автомобильная промышленность, судостроение, аэрокосмическая область и сельское хозяйство и начал поддерживать их, использую сочетание финансовой помощи и протекционистских мер.
Щедрая государственная поддержка позволила увеличить выпуск автомобилей в стране на 88 процентов в 2010 году. Производство на испытывающем трудности предприятии советской эпохи "АвтоВАЗе", 25 процентов акций которого принадлежит компании Renault, возросло на 56 процентов.
"Я убежден, что время подтвердит правильность избранного нами пути, направленного на создание сильного конкурентоспособного промышленного производства в автомобильной промышленности, в авиации и судостроении", заявил Путин в своем выступлении на прошлой неделе.
Путин, намекнувший на то, что он, возможно, будет баллотироваться на пост президента в 2012 году, очень хочет добиться возрождения промышленности, чтобы понравится избирателям, испытывающим ностальгию по поводу индустриальной мощи Советского Союза.
Посещения Путиным индустриальных районов по всей России, а также проведенные заседания правительства, посвященные отдельным секторам, свидетельствуют о наличии политики, направленной на создание серийного производства "Сделано в России" в тех местах, где природные богатства могут быть переработаны в товары с высокой добавленной стоимостью.
В своей речи, произнесенной на прошлой неделе в Нижнем Новгороде, являющемся одним из центров автомобильной промышленности, Путин подверг критики тех советников, которые говорят о том, что надо дать возможность неэффективным предприятиям закрыться во время экономического кризиса.
"Я глубоко убежден в том, что деиндустриализация России - это тупик", заявил он на встрече с представителями своей партии "Единая Россия". Эта убежденность не является продуктом "наших амбиций... но основана на прагматических оценках", отметил он.
Без развитой промышленности сильная зависимость России от природных ресурсов еще более возрастет, предупредил он.
Промышленная политика Путина разработана вице-премьером Игорем Сечиным и главой концерна "Ростехнологии" Сергеем Чемезовым - давнишним коллегой Путина, известным своей поддержкой местных компаний.
Либералы в кабинете Путина, возглавляемые министром финансов Алексеем Кудриным - активным сторонником вступления в ВТО, - обнаружили, что их фискальная и монетарная политика, препятствующая государственным инвестициям в экономику, стала подвергаться резкой критике.
Путин заявил, что рост в автомобильной промышленности должен стать моделью для других секторов. Ведущие мировые автомобильные компании открыли в России свои сборочные производства и постепенно повышают долю производимых внутри страны автокомпонентов.
По правилам ВТО, Россия будет вынуждена координировать свою торговую политику с другими членами организации, и это условие архитекторы российской промышленной политики считают обременительным. В документах, посвященных стратегии индустриального развития, торговые барьеры предлагается сохранить в течение нескольких лет.
Россия подвергается критике за ее протекционистскую политику со стороны остальных членов группы G20. Тем не менее ожидается введение дополнительных мер подобного характера, в том числе и 25-процентной ввозной пошлины на мобильные устройства, не способные работать в новой российской системе спутниковой навигации.
Йомо Кваме Сандарам (Jomo Kwame Sundaran) - малазийских экономист и заместитель генерального секретаря ООН по экономическому развитию - подчеркнул, что более медленное продвижение к членству в ВТО предоставит России время для развития тех отраслей промышленности, в которых у нее имеются конкурентные преимущества.
"Вы же не хотите, чтобы умерла ваша знаменитая авиационная промышленность", заявил он в интервью Reuters.