Разделы



Герман Греф вынес приговор российскому автопрому

Продукция "АвтоВАЗа" - не имеет перспектив, и для сохранения конкурентоспособности автоконцерна нужно в ближайшее время принимать принципиальные решения о пути его дальнейшего развития. Такое заявление сделал бывший глава Минэкономразвития, председатель правления Сбербанка Герман Греф.

Альянс

Так как, по мнению Грефа, самостоятельному "АвтоВАЗу" пришел конец, то стоит подумать о радикальном решении - например, передать "АвтоВАЗ" в управление Renault, которому принадлежит блокпакет акций предприятия, либо рассмотреть вариант альянса с Magna и Opel. Напомним, Сбербанк сейчас осуществляет сделку по покупке 35% акций Opel, канадский производитель автокомпонентов Magna будет владеть 20% акций. Решение о дальнейшей судьбе "АвтоВАЗа" "мы все вместе сформулируем в течение полугода", пообещал он.

На самостоятельный прорыв российские автопроизводители, по мнению главы Сбербанка, не способны. На это есть две причины: огромное технологическое отставание и потребность в крупных инвестициях. Как отметил Греф, нужны инвестиции в объеме 1-2,5 млрд евро, чтобы удалось создать новую модель автомобиля. Денежный поток, который позволит запускать новую платформу раз в три года, по его словам, может генерировать лишь продажа не меньше 5-6 млн машин в год. А чтобы помочь российскому автопрому технологиями, Сбербанк как раз и покупает акции Opel, заверил Греф.

"АвтоВАЗ" от комментариев отказался.

Путин поручил присматривать за "АвтоВАЗом"

На прошлой неделе премьер-министр РФ Владимир Путин встречался с губернатором Самарской области Владимиром Артяковым и дал ему поручение взять под контроль ситуацию на "АвтоВАЗе". Путин отметил, что масштабная госпомощь концерну вызвала критику. "Я бы прислушался к этой критике", - отметил премьер, добавив, что необходимо требовать от менеджмента, от собственников осознанных действий по улучшению производства, по снижению издержек, затрат, то есть не проедания помощи, выделенной правительством, а рационального ее исполнения, заключил Путин.

Государство не помогло?

Напомним, "АвтоВАЗ" задолжал банкам около 36 млрд рублей, а включая облигационные займы - 44 млрд рублей. Государство предоставило 25 млрд рублей госкорпорации "Ростехнологии", которая, в свою очередь, предоставила автоконцерну беспроцентную ссуду. При этом для "закрытия" срочных расходов в преддверии получения многомиллиардной господдержки ВТБ и Сбербанк выделяют "АвтоВАЗу" по 4 млрд рублей.

Забота государства о российском автогиганте уже вызвала шквал критики и недовольства - как среди экспертов автопрома, так и автолюбителей. Достаточно вспомнить протекционистские меры повышения пошлин на иномарки, что было встречено массовыми акциями протеста. Кроме этого были и государственные субсидии, и попытки запретить автомобили с правым рулем, даже грузоперевозки вазовских машин на Дальний Восток сделали по нулевому тарифу.

Передать компанию Renault или создать альянс с Magna было бы разумным шагом, считает заместитель генерального директора НКГ "2К Аудит - Деловые консультации" Павел Розенфельд. По его мнению, "АвтоВАЗ" находится в тяжелом состоянии, а у таких компаний как Renault и Magna есть огромный опыт управления такими активами.

Продажи падают

А тем временем производство автомобилей и их продажа в России падают. Отечественные автопроизводители за январь-май 2009 года сократили выпуск втрое (минус 67,9%), в том числе "АвтоВАЗ" выпустил за этот период 106 тысяч 235 автомобилей, по данным "Автосельхозмаш-холдинг".

Продажи автомобилей в России за пять месяцев нынешнего года снизились вдвое (минус 47%): если в 2008 году за этот период был продан 1 млн 219 тыс. 842 автомобиля, то в этом году реализовано лишь 645 тыс. 162 машины.

"АвтоВАЗ" собрался в Венесуэлу

Пока продукцию "АвтоВАЗа" называют бесперспективной, сам производитель собрался покорять Венесуэлу. Компания предложила построить в этой стране сборочный завод по производству автомобилей Lada. Сам Уго Чавес отозвался о российском автомобиле хорошо. В частности, глава государства рассказал, что в первой половине 1990-х годов у него была Lada, на которой он проехал всю Венесуэлу, но после развода оставил ее бывшей жене. "Это хорошая, красивая, дешевая, народная автомашина", - цитирует Чавеса "Автостат". Цена автомобилей серии Lada в РФ, напомним, начинается от $8 тыс., средняя ежемесячная зарплата в Венесуэле - примерно $300. В Европе продукция "АвтоВАЗа" продается - с учетом субсидий на утилизацию старых авто - по цене около 6 тыс. евро.