Разделы



Печатные СМИ останутся прибыльнее онлайновых

Несмотря на наступление эры цифровых технологий, печатные журналы в ближайшие пять лет будут пока прибыльнее их электронных версий, следует из отчета PricewaterhouseCoopers.

Однако издатели в Северной Америке и Великобритании рассчитывают, что к 2012 году получат не менее 20% своей выручки от цифровых проектов. Стимулом роста для печати и интернета по-прежнему останется реклама.

Аудитор PricewaterhouseCoopers (PwC) опубликовал прогноз развития журнального бизнеса в эпоху цифровых технологий. Он посвящен тому, каким образом меняются предпочтения потребителей в отношении печатных изданий и как издатели и рекламные агентства реагируют на эти перемены. Обзор составлен на основе опроса более 5 тыс. читателей, издателей и рекламных агентств в 10 странах, в том числе Бразилии, Китае, Индии, России и США.

Один из основных выводов обзора: большинство опрошенных все еще предпочитают читать газеты и журналы на бумажных носителях, но 60% хотят получать информацию и через интернет. При этом речь идет не о статических форматах или файлах в формате .pdf, а интерактивной подаче контента. Многие также заинтересованы в новых электронных устройствах для чтения цифрового контента.

Желающие платить

Есть и неожиданные данные, идущие вразрез устоявшимся представлениям. Выяснилось, что существует достаточно много людей, готовых платить за подписку на получение информации, которая доступна только через интернет. Среди мужчин таковых оказалось 41%, среди женщин - 29%. Сейчас платный интернет-контент СМИ существует лишь в виде электронных архивов печатных изданий. Таковы, например, действующие платные подписки на электронные версии Wall Street Journal или Financial Times. Таким образом, речь идет о том, что есть спрос на "чистые" интернет-медиа, доступные за плату.

Многие потребители считают, что цифровые носители заменят печатные. Однако опасения по поводу того, что публикация электронных версий журналов на их официальных сайтах ведет к резкому снижению продаж печатных версий, безосновательны, говорится в отчете PwC. Потребители уверены, что печатные издания должны стоить дороже электронных. Более того, аналитики PwC вывели приблизительную формулу стоимости интернет-изданий: максимальная цена за них, которую готовы платить читатели, не должна превышать половины стоимости бумажного аналога.

Данные PwC неожиданны еще и тем, что СМИ в интернете развиваются в сторону рекламной модели, когда весь контент доступен бесплатно за счет рекламодателей. По этому пути пошла газета The New York Times, например. В России эта модель окончательно победила, отметил RB.ru начальник отдела интернет-технологий газеты "Ведомости" Виктор Саксон. Доходы от электронной подписки невелики, говорит он, однако окончательно эта модель не вымрет.

Прогнозы

Британские и североамериканские издатели ожидают, что в ближайшие пять лет до 20% ежегодного дохода будут приносить цифровые платформы. Европейские издательства менее оптимистичны и ожидают 10% доходов от своих интернет-медиа. Эти цифры отражают готовность потребителей платить за цифровой контент на этих рынках, считают в PwC. Британцы и североамериканцы ушли дальше своих коллег с континентальной Европы в инвестировании в интернет-медиа, отмечают эксперты.

Сейчас основное развитие как печатных, так и онлайновых СМИ идет за счет прибыли от рекламы. При этом рынок цифровой рекламы будет расти значительно более высокими темпами, чем доход от традиционной печатной рекламы. Этому не сможет помешать и разразившийся финансовый и экономический кризис, просто темпы роста несколько снизятся, но все равно останутся внушительными.

В международном агентстве ZenithOptimedia (ZO) предполагают, что доля интернета в общемировых расходах на рекламу возрастет с 8,6% в 2007 году до 13,8% в 2010 году. В России прогнозы темпов роста рекламного рынка оставлены без изменений только для интернета - 75% в 2008 году. Причина тому - отрасль далека от насыщения, рост количества пользователей, техническое совершенствование самих сетей, а также возможность точечной и интерактивной рекламы.

По данным компании Interactive Advertising Bureau, в 2007 году объем мирового рынка интернет-рекламы составил $21 млрд. Мировой рынок печатных журналов для массового потребителя за этот же период оценивается в $80 млрд. Это на $9 млрд больше, чем пять лет назад. Согласно прогнозу PwC и Media Practice, к 2012 году продажи печатных журналов достигнут $95 млрд. Прибыль от интернет-медиа будет значительно меньше, однако темпы их развития останутся выше, хоть и несколько замедлятся.

Владимир Рувинский