Жители Москвы начали скупать бриллианты
Проблемы финансовой системы отразились на потребительских вкусах жителей столицы: москвичи предпочитают вкладывать деньги в драгоценные камни, причем исключительно в бриллианты, пишет "Комсомольская правда". В то же время спрос на верхнуюю одежду упал, несмотря на сезон.В ювелирных магазинах большинство покупателей предпочитают бриллианты: изумруды, сапфиры и рубины их не интересуют.
По словам директора одного из ювелирных магазинов Москвы Светланы Семиной, октябрь всегда был мертвым месяцем для продаж. "Как правило, все деньги народ растратил в летних отпусках, да и праздники не скоро. Но в этом октябре наши продажи выросли процентов на 15. Москвичи решили вкладывать сбережения в драгоценные камни. Причем интересуются в основном бриллиантами".
"Бриллианты всегда в цене, - поясняет директор другого ювелирного магазина Анна Заметаева. - Клиенты предпочитают камни, где больше карат. Например, если раньше могли взять кольцо с россыпью мелких бриллиантов, то теперь спрашивают кольца с одним большим камнем. Словом, воспринимают украшения исключительно как накопление денег".
В это время отмечается падение покупательского интереса в магазинах по продаже верхней одежды. Кожаные куртки за 50 тысяч рублей, полушубки за 120 тысяч рублей, норковые манто за 250 тысяч не пользуются спросом. По оценкам продавцов, по сравнению с октябрем 2007 года "продажи упали процентов на 10", при этом люди стараются экономить и выбирают более дешевый товар.
Между тем эксперты полагают, что зарплаты россиян останутся на прежнем уровне. В то же время будут сокращены бонусы и премии - а это 40-90% дохода, сообщает "Интерфакс".
"В условиях кризиса компании будут стремиться снизить свои издержки. Это будет проявляться либо в сокращении штатов, либо в снижении размеров вознаграждения сотрудников, когда нельзя уволить", - заявил директор Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ Владимир Гимпельсон. - "У большинства компаний денежное вознаграждение состоит из двух частей - постоянной и переменной. Постоянная часть - это зарплата, которую нельзя сократить, поскольку она записана в контракте, а переменную в виде разных премий и бонусов работодателю снять очень легко"..
По мнению Гимпельсона, эта тенденция может распространиться практически на все отрасли. "Если кризис пойдет в реальный сектор, то он затронет все сектора. Строители и металлурги уже затронуты, и понятно, что далее этот процесс может затронуть кого угодно", - сказал он.
Переменная составляющая денежного вознаграждения в среднем находится на уровне 40-90%, отмечает Гимпельсон.
Наибольший риск понести потери в доходах имеют сотрудники компаний, занимающихся продажами, считает ведущий аналитик исследовательского центра портала SuperJob.ru Валерия Чернецова. "Эта категория работников может лишиться до 70% своего привычного дохода", - заявила Чернецова "Интерфаксу".
Вместе с тем, по ее оценке, работодатели в настоящее время занимают скорее выжидательную позицию в вопросе об уровне денежного вознаграждения своих сотрудников.
"Уровень денежного вознаграждения сотрудников многих компаний настоящее время не занижен и находится, на уровне августа. Доходы не растут, но и пока не уменьшаются. Что будет дальше, прояснится к концу этого, началу будущего года", - считает Чернецова.
По ее словам, есть основания ожидать сокращения премиально-бонусной составляющей, но какой-либо объективной информации о том, что это уже происходит, пока нет. "Скорее, идет нагнетание, в основном, в СМИ", - сказала Чернецова.
Когда же работодатели окончательно решатся на сокращение бонусов и премий, станет ясно к весне 2009 года, когда подойдет к концу нынешний финансовый год, считает эксперт компании "Анкор" Анастасия Нащекина.
"По завершении финансового года работодатели определятся, но сейчас в наиболее уязвимом положении находятся представители рынка финансовых услуг - брокеры, страховщики, представители компаний, предоставляющие лизинговые услуги", - отмечает Нащекина.
По ее мнению, риск снижения уровня доходов есть и у сотрудников компаний, связанных с автомобильным рынком, а также у компаний, занятых на рынке продаж товаров народного потребления.