Разделы



Россию возвращают в "тучные годы"

Президент России Дмитрий Медведев поручил правительству изучить возможность отказа от использования дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета уже в 2011 году.

Одновременно глава государства ждет от Кабинета министров предложений по поводу внесения изменений в Бюджетный кодекс, устанавливающих с 2012 г. новый порядок использования нефтегазовых доходов, а также предельную величину нефтегазового дефицита бюджета. Соответствующие распоряжения прозвучали еще 28 декабря на совещании по экономическим вопросам, однако информация об этом появилась на официальном сайте Кремля лишь вчера. Ответственным за исполнение поручений назначен лично премьер-министр Владимир Путин, срок на размышления - до 1 апреля 2011 года.

Таким образом, дана установка на возврат страны к политике накопления резервов, изрядно поредевших за последние два года. Дополнительные нефтегазовые доходы, кстати, могут оказаться весьма существенными. В бюджете-2011 заложена среднегодовая цена нефти российской марки Urals в $75 за баррель. Между тем уже на этой неделе мировые цены протестировали подзабытый уровень в $100 за баррель. И, если в течение года не взорвется экономическая бомба замедленного действия в Европе или США, есть все основания рассчитывать на сохранение положительной динамки.

Напомним, формирование Стабилизационного фонда в России началось в 2004 году. Четыре года спустя его разделили на Фонд национального благосостояния и Резервный фонд, в которые до кризиса и поступала значительная часть нефтегазовых доходов. Затем накопленное начали тратить, а действие норм, ограничивающих использование нефтегазовых доходов федерального бюджета, было приостановлено до лучших времен (формально сначала до 2013-го, а позднее - до 2014 года). Именно благодаря такому решению Россия сумела выйти из кризиса без особых социально-политических потрясений, хотя для национальной экономики последствия оказались весьма печальными.

На первый взгляд, распоряжение Медведева логично укладывается в его излюбленную риторику о модернизации экономики. Об избавлении от нефтегазовой зависимости российские власти говорят давно, уже и свою "Силиконовую долину" начали строить, а тут и нефть дорожает опережающими темпами, обгоняя все самые смелые прогнозы, - вполне можно задуматься о накоплениях. С другой стороны, ранее в послании Федеральному Собранию президент призвал "не менее половины экономии запланированных расходов, а также часть дополнительных доходов федерального бюджета направлять на поддержку приоритетов модернизации". Так чего же все-таки он хочет: тратить или сохранять? Или расходование средств на модернизацию, по его мнению, не является их использованием?

В любом случае, способность правительства удержаться от роста расходов на данном этапе кажется сомнительной. Продолжается поддержка государственных стимулирующих программ, таких как утилизация автохлама, в новом бюджете ощутимо выросли расходы на "оборонку", традиционно увеличились социальные траты. При этом сверстан бюджет с дефицитом в 3,6%, на покрытие которого, в том числе, и идут дополнительные доходы. Опять же, выборы на носу - удовольствие отнюдь не дешевое. Вряд ли при таких условиях власти действительно смогут вернуться к режиму экономии в ближайшее время.

Примечательно, что всего через пару дней после декабрьского совещания министр финансов РФ Алексей Кудрин обозначил несколько иные перспективы, отметив, что возвращение к накоплению нефтегазовых доходов в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния сможет произойти лишь через два - три года. "Ближайшие три года мы их практически не будем откладывать. Мы все-таки их направим на уменьшение дефицита. Просто будем меньше заимствовать, меньше тратить Резервный фонд и Фонд национального благосостояния", - пояснил он в интервью телеканалу "Россия-24".

Причем, глава Минфина, как никто другой, понимает опасность энергетической зависимости страны и не раз выказывал свое беспокойство по этому поводу. В частности, он отмечал, что до кризиса не нефтегазовый дефицит бюджета составлял 6%, а после - увеличился до 13,9%, что грозит устойчивости национальной экономики. Но Кудрин также предупреждал, что для формирования не нефтегазового баланса требуется не просто ограничивать рост бюджетных расходов, а сокращать их либо увеличивать доходы за счет повышения налогов. К этому страна пока не готова.