Разделы



Латвия и Эстония рассказали, как они примут евро

Сразу две прибалтийские страны - Латвия и Эстония - в течение недели заявили о присоединении к зоне евро. Эстония намерена это сделать уже в начале следующего года, тогда как Латвия - не ранее 2014-го.

Если для Эстонии введение евро является осязаемой и близкой целью, то Латвии, несмотря на все ее планы, еще предстоит много и долго потрудиться для ее достижения. Общее между ситуацией с присоединением к еврозоне этих стран одно - сам валютный союз добро на включение новых членов в свои не совсем стройные ряды пока не дал.


С самого вступления в ЕС в 2004 году прибалтийские страны стремились дополнить свое членство вхождением в еврозону. Вне участия в валютном союзе пребывание в единой Европе рассматривалось зачастую как "гражданство второго сорта".

Эту точку зрения подтвердил и глобальный экономический кризис. Страны, принадлежащие к ядру Евросоюза, в большей степени озаботились спасением своего валютного союза, тогда как новые члены - те, что расположены восточнее Одера и Нейсе - с немалым удивлением обнаружили, что в тяжкие времена также могут рассчитывать только на собственные силы. Другое дело, если государство входит в еврозону, тогда оно и от инфляции лучше защищено, и занять может под более низкий процент. Ну а в крайнем случае, сможет рассчитывать на поддержку старшего брата (то есть Германии и Франции) - ставить под удар весь валютный союз из-за одного слабого звена никому не захочется.

Поэтому стремление прорваться в еврозону стало навязчивой идеей для прибалтийских политиков. Во время кризиса они пошли на самые жесткие, даже жестокие меры ради приближения этого момента. В Латвии, например, урезали пенсии - для Западной Европы мера совершенно немыслимая. Кроме того, было фактически задушено собственное промпроизводство, так как провести облегчающую его участь девальвацию валюты было по внешнеполитическим соображениям невозможно.

Все дело в том, что вступление в зону евро невозможно без выполнения так называемых "маастрихтских критериев". Главным из них является показатель дефицита государственного бюджета, который не должен быть более 3 процентов от ВВП. Интересно, что сами "развитые государства", которые по идее должны быть ориентиром для остальных, этот критерий нарушают регулярно, но им прощается.

Кроме того, важен и общий размер госдолга (он не должен превышать 60 процентов от ВВП). Наконец, инфляцию нужно держать на уровне, не превышающем более чем на два процентных пункта результаты трех лучших по инфляции стран ЕС.

При этом о таких показателях, как безработица или рост ВВП, в маастрихтских договоренностях ничего не сказано. Таким образом, они поощряют железную фискальную дисциплину в ущерб развитию национальной экономики. Но приз в этом случае настолько выгоден, что можно и потерпеть.

Эстония, судя по всему, решила, что для нее годы терпения уже должны завершиться. На минувшей неделе правительство страны опубликовало свой план присоединения к еврозоне. Предполагается, что местная валюта будет полностью заменена на евро в течение первого месяца 2011 года. В это время кроны еще будут принимать в магазинах и банках, но вот сдачу давать будут только в евро. Эстонцы уже даже договорились с Финляндией насчет завоза в страну евромонет, чтобы обеспечить страну наличностью.

У Латвии планы аналогичные, однако правительство этого государства, видимо, меньше верит в сознательность своих граждан и срок свободного хождения лата увеличило до двух месяцев. Кроме того, в банках можно будет обменивать латы на евро без комиссии в течение полугода. Самое же главное отличие заключается в том, что свою программу латвийцы готовы реализовать только в 2014 году.

Хотя в России прибалтийские страны зачастую выглядят "на одно лицо", ощутимая разница в экономическом развитии между ними есть. Эстония раньше других государств Европы (за вычетом разве что Исландии) ощутила на себе последствия глобального кризиса, но и раньше сумела выбраться из него. В последнем квартале 2009 года в Эстонии был зафиксирован самый быстрый экономический рост на всем европейском континенте - 2,6 процента.

Латвия находится на другом полюсе - там ВВП за квартал сократился на 3,2 процента. Показатели за весь год у обеих стран были мягко говоря, не блестящие. Но если у Эстонии - "ужас" (минус 14 процентов), то у Латвии "ужас-ужас-ужас" (минус 18 процентов).

Кроме того, несмотря на капитальное закручивание фискальных гаек, Латвия от маастрихтских стандартов по-прежнему далека. В 2009 году дефицит бюджета удалось сократить с 13 до 7,1 процента ВВП. К следующему году, по плану правительства, дефицит может сократиться до 5 процентов. Неплохо, но до идеала не дотягивает. А вот в Эстонии заветная трехпроцентная отметка может быть пройдена уже в этом году.

Однако все эти успехи Эстонии еще ничего не гарантируют. Руководство ЕС несколько раз упоминало, что эта страна является главным претендентом на то, чтобы оказаться в валютном союзе следующим новым участником, но сроки до сих пор являются неясными. Что касается Латвии, то ее намерение решить все вопросы к 2014 году иначе как благое пожелание рассматриваться не может.

Следует учитывать, что нынешний ЕС будет гораздо более консервативен в приеме новых членов в еврозону, нежели докризисный. Урок Греции, которой членство не помешало (а скорее, помогло) загнать экономику и бюджет в долговой тупик, выход из которого придется искать всей Европе, слишком уж нагляден. Лидеры же крупнейших государств, в отличие от евробюрократов, и вовсе настроены крайне скептически. К примеру, канцлер Германии Ангела Меркель вообще предложила создать механизм исключения наиболее нерадивых участников из еврозоны.

К тому же кризис показал слабость и уязвимость восточноевропейских, в том числе и балтийских экономик. Постоянно отрицательный торговый баланс, зависимость от финансовых пузырей и "горячих" спекулятивных денег - явно не те качества, которые стоит иметь экономике благопристойного члена еврозоны. Рисковать же собственной экономикой и валютой из-за расплывчатой идеи "общеевропейского дома" никто не будет. Времена уже не те.