Разделы



Россия подорвала перспективы стран БРИК

"Перспективы того, что страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) в целом смогут поддерживать устойчивый и быстрый экономический рост в условиях мирового кризиса, были подорваны резким спадом российской экономики".

Об этом говорится в новом отчете Standard & Poor`s "Прогноз развития европейской экономики: в России рост экономики по-прежнему в дефиците", опубликованном 31 августа 2009 г.

"До середины 2008 г. создавалось впечатление, что экономики четырех стран БРИК будут по-прежнему расти, несмотря на сильные противодействующие факторы, - отметил кредитный аналитик Standard & Poor`s Жан-Мишель Сикс. - Затем в российской экономике произошел резкий спад вследствие быстрого снижения цен на нефть. "Жесткая посадка" России выявляет основные недостатки модели экономического роста, основанной на экспорте сырьевых товаров и значительном притоке иностранных кредитов".

Темпы экономического роста в России начали снижаться в середине прошлого года и достигли значительных отрицательных значений в 1-м квартале 2009 г. В декабре прошлого года цены на нефть упали почти до 40 долл./барр. с пикового значения 150 долл./барр. в июле 2008 г., цены на металлы также снизились. При этом мировой кредитный кризис сузил для России возможности получения внешнего долгового финансирования, существенно осложнив российским банкам рефинансирование собственных долговых обязательств.

По официальным прогнозам, чистый результат представляет собой резкое изменение значительного бюджетного профицита до значительного дефицита в размере около 8,50% (по прогнозам Standard & Poor`s, дефицит расширенного правительства составит 8,65%).

По нашему мнению, эти прогнозы вызывают вопросы относительно макроэкономических перспектив для России.

- Во-первых, несмотря на резкое увеличение государственных расходов в прошлые годы, правительству удалось предотвратить выпуск новых долговых обязательств на мировых рынках - отчасти благодаря Резервному фонду. Официальные прогнозы предусматривают быстрое уменьшение этого фонда и внешние заимствования в размере до 17,8 млрд долл. в 2010 г. По нашему мнению, у России не должно возникнуть затруднений в привлечении таких объемов средств на мировых рынках. Но даже в этом случае ей придется конкурировать с другими крупными суверенными заемщиками; это означает, что в ближайшие годы стоимость финансирования может постоянно повышаться.

- Во-вторых, мы полагаем, что вливание ликвидности в размере, эквивалентном около 8% ВВП, в экономику должно стимулировать инфляционное давление в среднесрочной перспективе, а также оказать краткосрочное давление на валютный курс рубля в сторону его ослабления. Борьба с устойчиво-высокой внутренней инфляцией, которую в прошлые годы вела Россия (7,5% за год, закончившийся в июле 2009 г., 13% в 2008 г.), позволяет сделать вывод о дальнейших ограничениях в отношении денежно-кредитной политики в будущем на фоне нового подъема инфляции.

- В-третьих, мы отмечаем, что правительство предполагает сократить размеры фискального стимулирования путем изъятия из экономики эквивалента почти 1,5% ВВП уже в начале следующего года. Оно прогнозирует снижение дефицита бюджета до 6,5% ВВП в 2010 г. (хотя мы предполагаем, что в будущем году дефицит бюджета составит почти 8,5%, учитывая планы по дальнейшему повышению пенсий, если только цены на нефть не стабилизируются на уровне выше 65 долл./барр.). Если не произойдет увеличения доходов бюджета за счет дополнительных доходов от нефти, то мы полагаем, что это сокращение придется произвести в основном за счет снижения расходов. По нашему мнению, неясно, будут ли российские власти готовы к такой мере на этом очень раннем этапе экономического подъема.

В целом Standard & Poor`s полагает, что России необходимо создать более диверсифицированную и самофинансируемую экономику; такую диверсификацию может стимулировать дальнейшее ослабление реального эффективного валютного курса - процесс, который даст толчок импортозамещению. Вместе с тем мы ожидаем, что реальный рост ВВП снизится на 8% в 2009 г. и повысится на 2% в следующем году.