Google отмечает десятилетие

Интернет-гигант Google отмечает юбилей 7 сентября 2008 года исполняется ровно 10 лет со дня образования компании как таковой. Историю Google называют одной из наиболее успешных историй в мире высоких технологий.

За десятилетие компания добилась миллиардных оборотов и всемирной известности.

Вместе с тем, успех Google во многом пришелся на расцвет эпохи глобальной сети и именно в отношении этой компании можно сказать, что ее решения оказались востребованы в нужное время в нужном месте. Сейчас Google - это уже не только самый популярный в интернете поисковик, но и масса других технологий и услуг, конкурирующих с решениями таких ИТ-гигантов, как Cisco, Microsoft или IBM.

Аналитики и журналисты уверены, что успех компании строится именно на ее амбициозности. В свое время Google не побоялась вложить первые миллионы своей прибыли в тогда еще экзотические технологии, поставив на карту весь дальнейший бизнес. Впрочем, сейчас стал очевиден перекос в бизнесе компании - практически 98% прибыли Google получает за счет поступлений от контекстной рекламы на собственном поисковике и на сайтах партнерах. Кроме того, в укор компании ставят ее довольно слабые позиции в бизнес-секторе.

Наблюдатели уже неоднократно рекомендовали компании диверсифицировать источники поступлений, однако пока у Google этого сделать не получилось. Покупатели из корпоративного сектора по-прежнему довольно настороженно относятся к корпоративным продуктам компании. Львиную долю своих решений компания позиционирует как решения для малых и средних компаний.

В последний год CIO крупных компаний начали присматриваться к таким продуктам Google, как офисный набор Apps Premier или аппаратные решения для поиска Google Mini.

По мнению аналитика компании Forrester Reseach Роб Копловица, интернет-гигант прилагает значительные усилия для закрепления в корпоративном секторе, но ни в 2007, ни в 2008 годах компания не преуспела в этом. В компании Burton Group, проводящей интернет-исследования, говорят, что хоть сейчас Google и вполне успешна, ее прибыль напрочь завязана на интернет-рекламе. "В конце концов, Google хочет быть успешной в качестве поставщика программных решений для крупных предприятий, но пока в этой сфере компания проигрывает своим конкурентам", - полагает аналитик Burton Гай Гриз.

"От успеха в корпоративном секторе компанию разделяет тот факт, что большинство предлагаемых ей решений там просто не нужны в их нынешнем виде", - уверен он.

Напомним, что одной из наиболее серьезных инициатив компании в этой сфере стала премьера пакета Google Apps Premier, куда вошли онлайновые версии офисных решений для работы с текстами, таблицами, электронной почтой, корпоративными данными и презентациями. За годовое использование этой разработки Google просит 50 долларов с пользователя.

"Возможно, Google и не стоит ходить в крупный корпоративный сектор. Вполне возможно зарабатывать на малых и средних компаниях, которые зачастую недооцениваются многими другими вендорами, предлагающими продукты с неподходящими возможностями и ценами. Здесь тоже можно зарабатывать", - полагает Роб Копловиц.

В самой Google говорят, что сейчас более 500 000 организаций используют Apps, а с учетом ограниченной бесплатной версии, суммарное количество пользователей онлайнового пакета превышает 10 млн пользователей.

Более успешными оказались аппаратные решения поисковые решения Google Mini и Search Appliance, которые заняли рыночную нишу "где-то посередине между крупными и средними компаниями". До Google в этом сегменте также существовали аппаратные решения, заточенные под поиск, но Google предложила конкурентное по цене устройств, которым легко управлять и очень легко использовать.

В Google принципиально соглашаются с аналитиками, однако делают свои поправки. По мнению компании, срок с 1998 по 2008 был сроком "плоских" интернет-решений, во главе которых стоял поиск. Сейчас же конечные и бизнес-пользователи переходят в эпоху Web2.0, где одним из основных пунктов станут SaaS-приложения, предлагаемые через интернет. Вот тут-то компания и рассчитывает откусить приличный кусок бизнес-рынка.

Сейчас интернет-гигант отмечает, что на втором десятке лет будет позиционировать свои интернет-разработки в качестве конкурентов Microsoft Office/Exchange или IBM Notes/Domino. Подтверждением тому служит выпуск браузера Chrome, который, как заверяет производитель, оптимизирован для работы с "тяжелым" интернет-контентом, таким как SaaS-приложения.

Впрочем, аналитики говорят, что расчеты Google верны лишь в теории. Дело в том, что сейчас у компании нет крупных клиентов, все они поделены между Microsoft, Cisco и IBM. Замыкает этот список разве что более или менее самостоятельная Salesforce.com. Для успеха Google необходимо заручиться поддержкой десятков CIO крупных компаний. "Пока у Google не получается совместить в себе разработки, востребованные в корпорациях. Именно поэтому бизнес не спешит обращать внимание на компанию. В программном обеспечении Google есть много не слишком востребованных функций, в то же время какого-то необходимого функционала нет. Это признают даже те CIO, которые рассматривают SaaS как реальную альтернативу", - говорит Гриз.

В качестве примера аналитики приводят полное отсутствие механизмов, которые могли бы приводить корпоративные документы и базы, хранимые на серверах компании, в соответствие с требованиями отчетностей, причем компании следует учесть, что в каждой стране эти требования свои. IBM, Microsoft и Oracle при помощи своих партнеров это уже давно учли.

Однако нельзя не отметить и тот факт, что в своей основной сфере - интернет-поиске - компания преуспела настолько, что теперь у нее есть время и деньги, чтобы заняться выпуском остальных продуктов, не заботясь о своей рыночной доле. Ни один из других ИТ-гигантов этим похвастаться не может.