Властям разрешили жонглировать бюджетами

Депутаты Государственной думы РФ сегодня в третьем и окончательном чтении приняли федеральный бюджет на 2009 - 2011 годы.

В проект внесены поправки, согласно которым будут выделены средства на поддержку финансовой системы, необходимые в условиях мирового экономического кризиса.

Согласно проекту бюджета, правительство сможет уже в следующем году потратить на поддержку рынка 175 млрд рублей. Эти средства, к слову, используются уже сейчас.

Увеличены и военные расходы. Дополнительные 60 млрд руб. пойдут на покупку вооружений, военной техники, а также на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. По закрытым статьям бюджета в 2009 г. резервируется 8 млрд руб. на раздел "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность". Однако существенных дивидендов армии увеличение расходов не принесет. "Военный бюджет увеличивается только с одной целью - чтобы им могли воспользоваться приближенные структуры", - такое мнение еще в середине октября высказал руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок.

В проекте запланированы доходы бюджета на следующий год. Прогнозируется, что они составят 10,9 трлн руб. - это 18,98% ВВП. В 2010 г. доходы вырастут до 11,73 трлн руб., а в 2011 г. составят 12,84 триллиона. Что до расходов, то они в 2009 г. составят 9,024 трлн руб., в 2010 г. - 10,32 трлн руб., а в 2011 г. - 11,317 триллиона. Что до планируемого общего объема ВВП, то в будущем году он составит, согласно законопроекту, 51,475 трлн рублей. Это 106% по отношению к уровню 2006 года. В 2010 г. объем ВВП составит 59,146 трлн руб., а в 2011 г. - 67,61 трлн рублей.

Уровень инфляции, заложенный в бюджете на будущий год, составляет 8,5%. В 2010 г. он снизится до 7%, а еще через год - до 6,8%.

Среднегодовой курс рубля к доллару в 2009 г. должен держаться на уровне в 24,7 рублей. В 2010 г. - 26 руб. за $1, а в 2011 г. - 27,3 рубля.

Проект бюджета также предусматривает увеличение денежного содержания госслужащих и военных. Также депутаты рекомендуют правительству в следующем году предусмотреть повышение стипендий учащимся учреждений начального и среднего профобразования.

На реализацию нацпроекта "Образование" в следующем году будет потрачено 30,9 млрд руб., а в 2010 и в 2011 гг. - по 7,9 млрд рублей. Проект "Здоровье" обойдется государству в 111,9 млрд руб. в будущем году. Еще 105,9 млрд руб. будет выделено в 2010 г. и 109,3 млрд руб. - в 2011 году.

По проекту "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" предусмотрены расходы в 2009 г. в размере 91,2 млрд руб., в 2010 г. - 69,1 млрд руб., в 2011 г. - 10,6 млрд рублей.

На первый взгляд, бюджет-2009 должен стать прибыльным. Однако из-за чрезвычайно низких цен на нефть правительство рискует недобрать часть необходимых средств. Кроме того, не стоит забывать, что среднегодовой курс доллара, заложенный на 2009 г., почти на три рубля меньше нынешнего. Важным моментом является и уровень инфляции. Согласно документу "Основные направления денежно-кредитной политики на 2009 - 2011 гг.", который недавно опубликовал Центробанк России, прогноз по инфляции в этом году повышен до 13%. А вот в 2009 г. инфляцию предполагается снизить сразу до 7%. Объяснений, каким образом это произойдет, нет.

Чтобы залатать намечающиеся дыры в бюджете страны, правительству, скорее всего, придется сократить расходную часть и повысить налоги. Произойдет это или нет - пока можно только предполагать, но уже сейчас известно о значительном росте внутренних цен на газ, электроэнергию и услуги ЖКХ.

Однако власти предусмотрели и такой вариант развития событий. Сегодня же Госдума приняла в третьем чтении закон, наделяющий правительство РФ дополнительными бюджетными полномочиями. Перед этим депутаты вернули документ ко второму чтению и приняли поправку, согласно которой Минфин получает право до 1 января 2010 г. перераспределять бюджетные ассигнования между текущим финансовым годом и плановым периодом.

Отметим, что, согласно законопроекту, Кабинет министров получает право без внесения изменений в бюджет использовать средства Резервного фонда на обеспечение сбалансированности федерального бюджета, в том числе с превышением общего объема расходов бюджета.