Разделы



Индекс предпринимательской активности в России падает

Последние социологические исследования показывают, что индекс предпринимательской активности падает, в Петербурге он снизился до 5%.

Правда, еще более низкий индекс - в Скандинавских странах (3 - 4%). Однако там, как известно, "эпоха шведского социализма" с многочисленными социальными гарантиями. А поскольку нам с вами до подобной социальной обустроенности еще далеко, считают эксперты, то без высокой предпринимательской активности вряд ли можно "обустроить Россию".

Официально в Петербурге около 250 тыс. зарегистрированных предприятий. Однако налоговых поступлений гораздо меньше, чем должно быть от такого количества фирм. Петербургский союз предпринимателей насчитывает всего 1,5 тыс. членов. Логика подсказывает, что их должно быть больше, если, конечно, ориентироваться на 250 тысяч потенциальных участников...

Тем не менее социологам доподлинно известно, что работают в малом бизнесе около 1 млн горожан, и 25% дохода городского бюджета дают малые и средние предприятия. Причем надо учитывать: малое предпринимательство охватывает сегодня не только сферу торговли. По словам главного специалиста Агентства по развитию малого бизнеса Станислава Гармаша, если в 2009 году правительственные гранты выдавали в основном предприятиям сферы услуг и торговли, то нынче на первом месте производство, на втором - строительство и только на третьем - розничная торговля. Далее в рейтинге - предоставление различных услуг и образование. Правда, в связи с кризисом объемы грантов (по размеру финансирования) сократились в 2 раза. Но все равно 283 "субъекта малого бизнеса" их получат.

Впрочем, эксперты считают, что на одних только грантах далеко не уедешь. Так, в развитых странах существуют и нематериальные виды поддержки. Например, создание на государственном уровне комфортных условий для ведения бизнеса, сокращение количества административных барьеров... К сожалению, "европейский" Петербург пока не может похвастать такой системой поддержки малого предпринимательства. "Частники" жалуются, что "раскрутиться" сегодня стало очень трудно.

Взять те же гранты. По мнению ряда экспертов, сейчас их раздают чуть ли не по принципу: "Кто первым встал, того и тапочки". А ведь для участия в таких конкурсах, по идее, необходим тщательный отбор тех проектов, которые отвечают интересам города.

Возможно, когда-нибудь правила игры у нас изменятся к лучшему, а пока потенциальные предприниматели уходят за рубеж. В качестве примера эксперты называют компанию "Оптоган", которая была основана в Хельсинки бывшими сотрудниками петербургского физико-технического института им. А. Ф. Иоффе. Основные технологические разработки компания проводила в Дортмунде (Германия). И теперь пол-Европы покупает у нее светодиоды, себестоимость производства которых значительно ниже, чем у традиционных осветительных приборов. А ведь теоретически талантливые ученые и конструкторы вполне могли открыть производство в родном городе. К сожалению, только теоретически.

Ситуация проста: если бы в России не стремились "обстричь" малый бизнес на начальном этапе его становления, то сегодня страна уже имела бы экономическую выгоду от инновационных предприятий, которых могло быть на порядок больше, чем мы имеем.

Впрочем, и с "правилами игры" в России большие проблемы. Запутанное и противоречивое законодательство - это тоже один из барьеров, сдерживающих развитие малого предпринимательства: в некоторых законодательных актах не могут сразу разобраться даже квалифицированные юристы. А ведь чем проще закон, тем значимей его результат. Так, самыми простыми считаются законодательные акты Кореи и Сингапура. И именно поэтому в этих странах значительную долю ВВП дает малый бизнес.

Если же обратиться к европейскому опыту, то в Германии, например, существуют льготные кредиты за счет государственного бюджета и бюджетов федеральных земель. Помимо этого предприниматель может получить беспроцентные ссуды для приобретения имущества. Имеются доплаты к заработной плате сотрудников - за счет государственных средств (в течение первых пяти лет бюджет субсидирует 40% заработной платы квалифицированных работников, на шестой год - 25%). Кроме того, государство участвует в т. н. рискованных инвестициях предприятий, осваивающих новые технологии.

Во Франции малому бизнесу предоставляют налоговые льготы на первые два года работы, снижают отчисления на социальное страхование. В США развита система кредитов без залога под гарантии государства, а также долгосрочных кредитов с фиксированной ставкой на покупку недвижимости, оборудования и технологий.

Увы, в Петербурге чиновники и близкие к ним общественные организации отчитываются за свою работу семинарами "по преодолению административных барьеров", на которых бизнесменов "учат жить" пожарные инспекторы, санитарные врачи, представители налоговой службы - то есть представители именно тех ведомств, которые и чинят больше всего препятствий малому бизнесу. В бесконечном круговороте "обучающих семинаров" тонут многие интересные инициативы, идеи и проекты. А самые активные горожане тем временем находят приложение своим силам за рубежом.