Разделы



Автомобильный хлам поднял продажи на 20%

В апреле впервые с начала кризиса продажи новых автомобилей в России превысили уровень предыдущего года - и сразу на 20%. Помогла программа утилизации автохлама

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в апреле по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 20% - со 136 308 до 163 299 автомобилей, сообщил комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). В последний раз такое наблюдалось более полутора лет назад - в сентябре 2008 г. В целом за первые январь - апрель продажи снизились на 13% до 456 179 единиц.

"Сработал эффект низкой базы, продажи апреля 2009 г. были крайне неудачными, за I квартал тогда были распроданы все стоки, а II квартал начался с поднятия цен", - говорит гендиректор "Автоспеццентра на Таганке" Виталий Грошенков. В AEB же выход в плюс связывают прежде всего со стартовавшей в марте госпрограммой утилизации подержанных автомобилей. "Полученные результаты убедительно свидетельствуют о влиянии программы, особенно в низком ценовом сегменте рынка", - комментирует Дэвид Томас, председатель комитета автопроизводителей АЕБ. По программе, позволяющей при сдаче в утиль автомобиля возрастом старше 10 лет получить скидку в 50 000 руб. на покупку новой машины российского производства, Минпромторг уже выдал 124 477 сертификатов. Правда, машин пока продано гораздо меньше: на начало недели лишь 37 800 штук.

Грошенков согласен, что в массовом сегменте программа утилизации сыграла главную роль. Например, у него в компании продажи Skoda (Octavia и Fabia) выросли на 20%. Скидка в 50 000 руб. существенна, говорит он. К тому же дополнительный дисконт давали производители. В итоге экономия при покупке Skoda Fabia составляла 100 000 руб.

"Факторов роста много: программа утилизации, улучшение макроэкономической ситуации в России, рост потребительского оптимизма и снижение курсов евро и доллара, - рассуждает гендиректор Auto-Dealer.ru Олег Дацкив. - Но рост мог бы быть больше, если бы не дефицит: многие дилеры недозаказали автомобилей". Действительно, продажи сейчас определяются наличием автомобилей, а их не хватает. Прежде всего речь идет о моделях, которые можно приобрести по программе утилизации, признает президент ассоциации "Российские автодилеры" Дмитрий Гулин. Сейчас ежемесячные продажи автомобилей вышли на уровень 2006 г., добавляет он, а если производителям и дилерам удастся искоренить дефицит, то показатель может выйти на уровень 2007 г. Но Дацкив считает, что рост не продолжится: ситуация стабилизировалась, но пока зарплаты и бонусы в России повсеместно расти не стали.

Главный управляющий директор розничного подразделения "Рольфа" Сергей Щербинин полагает, что новый всплеск продаж начнется к осени, когда закончится сезон отпусков, а ситуация с поставками автомобилей улучшится. Кроме того, оживляет спрос и рост кредитных продаж, которые уже немного превысили докризисные, добавляет он. Например, "Рольф" в апреле продавал в кредит 33% автомобилей, тогда как до кризиса - чуть меньше 30%, а в 2009 г. - около 12%.