Разделы



Транспортный налог - дорога к малолитражкам

Повышение транспортного налога может не только ударить по кошелькам автолюбителей, но и спровоцировать качественные изменения в структуре автопарка.

Повышение транспортного налога - тема дискуссионная и неоднозначная, ведь она затрагивает древнюю проблему взаимоотношения государства и налогоплательщика. Очевидно, что повышение налога ударит по кошелькам автолюбителей, и вполне понятно, что среди них будут недовольные (и они уже есть, как показывает вчерашняя акция протеста на 19-м километре МКАД). В то же время совершенно очевидно, что в настоящее время состояние автодорог неудовлетворительно, и целевые программы по развитию транспортной инфраструктуры, вероятно, недостаточно профинансированы из бюджета. С моей точки зрения, это объясняет, почему представители "Единой России" единогласно проголосовали за это решение в Государственной Думе - дополнительные средства, собранные благодаря повышению, вероятно, смогут хотя бы частично покрыть недостаток средств.

Что касается влияния повышения транспортного налога на простых граждан, то, помимо прямого повышения налоговой нагрузки, можно отметить еще один немаловажный аспект. Дело в том, что владельцам машин с большим объемом двигателя придется платить больше. Это может быть весьма существенно для крупных городов, и отношение горожан к такой мере может быть двояким. С одной стороны, безусловно, для владельцев автомобилей это, прежде всего, удар по карману. С другой стороны, повышение налога может положительно сказаться на экологической ситуации - глядя на проблему глазами пешеходов, можно сказать, что дополнительное обложение владельцев автомобилей с большим двигателем вполне разумно. Те, кто владеют внедорожником или грузовиком, наверное, должны платить больше, поскольку и вредных выбросов в атмосферу от такого автомобиля больше, и, в конце концов, они занимают больше места в ограниченном городском пространстве.

Движение в этом направлении, возможно, приблизит наш городской автопарк к европейскому - в Европе ограничительный налог на автомобили с большим объемом двигателя сделал малолитражки по-настоящему популярными. Думаю, подобного сдвига следует ожидать и в головах российских автолюбителей.

Какой бы не была несовершенной и непопулярной среди автолюбителей данная мера, я не вижу другого способа повлиять на характеристики автопарка в пользу увеличения доли экологичных малолитражных автомобилей и при этом собрать необходимые деньги для развития транспортной инфраструктуры.

В конечном счете, сетью автодорог пользуются все российские автомобилисты, и полностью переложить расходы на ее содержание на плечи государства было бы неправильно. Каждый из нас вносит определенный вклад в разрушение транспортной системы, и вполне справедливо, если каждый владелец автомобиля вносил бы также свою лепту в ремонт дорог. Другое дело, что вопрос по поводу размера налога очень тонкий - готовых рецептов здесь нет, полагаю, что итоговую сумму можно определить лишь эмпирическим путем.

Еще одна проблемная тема, связанная с предыдущей, - эффективность расходования собранных средств. Но это вопрос не столько к автовладельцам и законодателям, сколько к исполнительной власти и тем компаниям, которые непосредственно занимаются ремонтом, содержанием и модернизацией транспортной системы. Например, было объявлено, что километр четвертого транспортного кольца в Москве будет стоить 716 миллионов долларов - сумма совершенно ошеломительная и фантастическая - складывается ощущение, что здесь что-то не так: то ли не хватает конкуренции между подрядчиками, то ли неэффективно и не по назначению используются выделенные деньги. В любом случае, это отдельный вопрос.

Эти проблемы, конечно, следует решать, но оспаривать необходимость существования транспортного налога и оправданность его повышения в текущих условиях, на мой взгляд, не стоит.