Европейцы охладели к автомобилям
Продажи легковых автомобилей в Европе продолжают снижаться вот уже шестой месяц подряд. Таковы данные Ассоциации европейских автомобилестроителей (АСЕА), обнародованные в конце минувшей недели.Причина падения очевидна - завершение стимулирующих спрос государственных программ на фоне неопределенности экономической ситуации. В последнее время начавшийся было рост мировой экономики вновь серьезно замедлился, и это явно не добавляет оптимизма потребителям, которые остерегаются совершать крупные траты. Эксперты настроены не менее пессимистично: с учетом сложившейся экономической обстановки в будущем году спад европейского авторынка, скорее всего, продолжится.
По сведениям АСЕА, к июньскому и августовскому падению (на 18,6% и 12,9% соответственно), в сентябре добавилось еще 9,6%. Примечательно, что эта цифра почти совпадает с показателем первого квартала текущего года, только тогда рынок вырос на 9,2%. Но этот рост был полностью уничтожен за два последующих квартала. В результате в целом за девять месяцев текущего года объем продаж автомобилей в Европе сократился на 4,3% - до 10,25 млн машин.
При этом рынки отдельно взятых европейских стран вели себя не одинаково. В сентябре снижались продажи на ведущих авторынках ЕС. Так, в Германии они упали на 17,8%, составив чуть менее 260 тысяч. В результате по итогам месяца немецкий рынок потерял звание крупнейшего в регионе, которое досталось Великобритании, где за тот же период было продано свыше 335 тыс. автомобилей. При этом британский рынок также ушел в минус на 8,9%, а по итогам девяти месяцев лидерство Германии осталось неоспоримым: 2,17 млн проданных с начала года машин против 1,63 млн реализованных в Великобритании.
Остальные ключевые авторынки ЕС также демонстрировали снижение продаж в отчетном месяце. Во Франции они упали на 8,2%, в Италии - на 18,9%, в Испании - на 27,3%. В то же время рынки поменьше показали рост продаж. Например, в Чехии они увеличились на 8,7%, в Швеции - на 34,6%, а в Нидерландах - на 36%.
Значительно более благоприятная ситуация для автопроизводителей складывается на рынках других ведущих стран мира. В Японии в сентябре число зарегистрированных новых автомобилей снизилось на 3%, однако по итогам первых девяти месяцев года спрос вырос, и, в общей сложности, было продано 3,5 млн машин. Похожая динамика зарегистрирована в Бразилии: незначительный спад в сентябре (на 2%) и рост в течение девяти месяцев (на 7%). А в США, которым гуру от экономики уже несколько месяцев не устают предрекать очередную волну кризиса, продажи новых автомобилей подскочили в сентябре сразу на 20%. За первый месяц осени в Америки было реализовано более 956 новых машин.
Но веселее всего обстоят дела на развивающихся рынках, особенно в Китае и России. В КНР с начала этого года было продано свыше 8 млн автомобилей (рост на 22%). На российском же рынке наблюдается настоящий бум. Продажи машин в сентябре подскочили сразу на 55%, до 186 тысяч. А за январь - сентябрь 2010 г. они выросли на 18% - до 1,321 миллиона автомобилей.
Разумеется, подобные успехи объясняются действием все тех же государственных мер поддержки автопрома, в частности, программ утилизации и льготного кредитования. И, похоже, наученные горьким опытом европейских соседей, российские власти не спешат от них отказываться. Премьер-министр Владимир Путин недавно заявил, что программа утилизации "автохлама" будет продолжена в 2011 году. Хотя еще в начале лета он сам поручил правительству подготовить предложения по выходу из нее в будущем году, а министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина заявила о намерении властей "плавно уйти" вообще от поддержки автопрома.
Теперь же глава правительства заявляет о намерении продолжить антикризисную поддержку высокотехнологичного сектора промышленности до полного восстановления рыночного спроса. "Очень хорошо зарекомендовали себя льготные кредиты на покупку машин, а также программа утилизации подержанной техники. Поэтому принято решение продолжить программу утилизации в будущем году. Ее объем составит 14 млрд рублей", - сказал Путин на конференции партии "Единая Россия" по стратегии развития Приволжского федерального округа.
Помимо печального примера крупнейших рынков Европы, у российских властей есть еще одна причина для подобного решения. Приближаются президентские выборы. Лишение потенциальных избирателей столь привлекательных возможностей не лучшим образом отразится на имидже будущих кандидатов. И пока цены на нефть остаются комфортными для отечественного бюджета, автолюбители могут рассчитывать на продолжение банкета.