В.В.Путин выступил на форуме "Россия зовет"
"Сегодня практически все ведущие страны пытаются определить свое место в посткризисном периоде. Такая задача, безусловно, стоит и перед нами здесь, в России.Считаю, что Россия в состоянии не только упрочить свои традиционные конкурентные преимущества, например, в сфере энергетики, металлургической промышленности, в химии, в транспорте, теперь уже и в сельском хозяйстве, но и существенно повысить роль инновационного, высокотехнологичного сектора".
Выступление В.В.Путина:
Добрый день, уважаемые дамы и господа, уважаемые участники Форума.
Очень рад приветствовать столь представительное, авторитетное собрание. Хотел бы также поблагодарить руководство Внешторгбанка России за организацию этой площадки, где могут встретиться и предприниматели, и политики, и эксперты из очень многих стран мира.
Конечно, здесь, наверняка, будет продолжена дискуссия по проблемам мировой экономики, а самое главное - о новых моделях развития и перспективах посткризисного мира, посткризисной экономики.
В глобальной экономике, конечно, сохраняются еще факторы неопределенности, и их много, достаточно. К сожалению, пока нет серьезного прогресса в реформировании мировой финансовой системы. Хотя, конечно, мы очень надеемся, что решения, принятые на недавнем саммите в Питтсбурге, создадут хотя бы хорошую базу, хорошие условия для реальных решений в этой сфере.
Неоднозначные последствия могут быть и в результате применения антикризисной тактики во многих странах мира. Что касается России, то у нас тоже есть такие проблемы и вопросы. Об этом я скажу чуть позже в своем выступлении сегодня. Определенные тревоги вызывает и чрезмерное увлечение протекционизмом.
Эти риски по-прежнему должны оставаться в центре внимания экономических властей и бизнеса. Но все же нельзя не замечать первых признаков выздоровления глобальной экономики. Такие обнадеживающие тенденции есть и у нас, в России. На этот счет можно привести достаточно цифр и аргументов.
Не буду подробно останавливаться на описании текущей ситуации. Скажу только, что сегодня все больше ощущается позитивный эффект от стабилизационных мер. Начиная с июня, прекратился спад российского ВВП. Некоторые отрасли начали восстанавливаться еще раньше. Все это внушает сдержанный оптимизм.
Когда начался кризис, нам, как и нашим зарубежным коллегам, партнерам, приходилось действовать быстро, буквально "с колес" запускать антикризисную программу. Порой Правительство было вынуждено брать на себя ответственность и риски, свойственные бизнесу, принимать решения и выполнять работу за, мягко говоря, не очень эффективный менеджмент на конкретных предприятиях или в компаниях в целом.
Но при этом мы хорошо понимали, как обманчива слепая вера во всемогущество государства, насколько иллюзорны надежды на то, что за счет тотального вмешательства в экономику можно все наладить и все "расставить по полочкам".
И кроме того, я скажу откровенно в этой аудитории, мы почувствовали еще и желание наших коллег из бизнеса приложиться к источнику благоденствия государственного, и они начали уже забывать про свободу, про рынок, стали большими государственниками, чем сами представители государства. Но это тоже естественно и понятно.
Во всяком случае, вы это видите, у нас не произошло ни масштабной национализации, ни сползания к всеобщему административному регулированию. Мы сохранили свободное движение капиталов и конвертируемость рубля.
Уверен, что все это послужило убедительным сигналом для инвесторов. Хочу еще раз подчеркнуть и сказать - возврата к прошлому не будет. Россия останется рыночной, либеральной экономикой.
И сегодня я еще раз хочу повторить: мы будем последовательно продолжать линию на поощрение частной инициативы, на интеграцию в мировое хозяйство, на формирование благоприятного инвестиционного климата.
По мере стабилизации ситуации, преодоления кризисных явлений намерены планомерно и целенаправленно снижать государственное вмешательство в экономику, использовать традиционные рыночные инструменты, в том числе и инструменты приватизации.
Уважаемые коллеги,
Конечно, сворачивать антикризисные программы, как предлагают в некоторых странах наши коллеги, мы пока считаем преждевременным.
Для нас по-прежнему актуальной остается поддержка тех отраслей, в которых из-за резкого снижения, сжатия спроса возникли серьезные проблемы. В частности, это - и здесь нет ничего оригинального, во всем мире это происходит - автопром, машиностроение в целом, жилищное строительство и ряд других отраслей. Многие предприятия из этих секторов нуждаются в серьезной реструктуризации.
Кроме того, отдельных решений требует ситуация в моногородах, вопросы создания здесь новых производств и рабочих мест. Именно на данных направлениях будут концентрироваться антикризисные меры Правительства Российской Федерации в 2010 году.
И, тем не менее, уже сейчас нужно смещать акценты. От "ручного" управления постепенно переходить к системным решениям, способным обеспечить устойчивое развитие российской экономики в посткризисный период.
Сегодня практически все ведущие страны пытаются определить свое место в посткризисном периоде. Такая задача, безусловно, стоит и перед нами здесь, в России. Считаю, что Россия в состоянии не только упрочить свои традиционные конкурентные преимущества, например, в сфере энергетики, металлургической промышленности, в химии, в транспорте, теперь уже и в сельском хозяйстве, но и существенно повысить роль инновационного, высокотехнологичного сектора.
И конечно, перед нами стоит важнейшая задача - сделать Россию максимально комфортной для жизни людей. А это значит - продолжить модернизацию образования, здравоохранения, пенсионной системы, решение жилищных проблем и реализацию экологических программ.
Кризисное падение российского ВВП оказалось довольно значительным. По предварительным оценкам, в 2009 году оно составит 8%. Мы считали где-то в середине года, в начале года, что это падение будет 8,5%. Думаю, что к концу года оно будет не больше 8%, а может быть, даже чуть ниже. Но в любом случае, в ближайшие годы необходимо полностью "отыграть" эти потери.
Подчеркну: для нас важна не столько скорость восстановления, сколько его качество. Подъем должен происходить на принципиально иной основе. С опорой на новые факторы роста.
Уже говорил о том, что Правительство России готовит сейчас так называемую "стратегию выхода". По сути, это та модернизационная повестка, которую нам предстоит реализовать с 2010 года.
Мы начинаем эту работу, конечно, не на пустом месте, не с ноля. Основные рыночные институты России в период жесткого кризиса доказали свою устойчивость и работоспособность. Да, потерь много, но - я думаю, что вы с этим согласитесь - институты не развалились: всё функционирует, всё работает, всё контролируется. Российский бизнес показал свое умение адаптироваться к меняющимся условиям.
У нас достаточно ресурсов и возможностей, чтобы защититься от новых валютных потрясений, от потрясений национальной валюты, защитить свою финансовую систему. Объем российских золотовалютных резервов превышает 400 млрд долларов. Напомню, что к 1 марта текущего года ЗВР России снизились до 384 млрд долларов, а на 25 сентября они уже составили 413 млрд долларов США. У нас достаточно ресурсов, как я уже сказал, для того, чтобы защитить свою финансовую систему.
Напомню и о следующем. Если в 1998 году российское Правительство обращалось за кредитованием к международным финансовым организациям, к таким как МВФ, Всемирный Банк, - и, кстати говоря, мы наладили с ними конструктивную работу, и благодарны руководству этих институтов за очень конструктивную работу, некоторые, я вижу, сидят в зале, я хочу вас поприветствовать от души - то сегодня Россия сама участвует в программах поддержки наиболее затронутых кризисом государств и регионов. Речь идет о миллиардах долларов с нашей стороны.
Другое дело, что еще многое предстоит улучшать - в законодательстве и корпоративном управлении, модернизировать структуру реального сектора и финансовой сферы. И здесь нет необходимости изобретать что-то принципиально новое. В рамках Стратегии развития страны до 2020 года и Основных направлений деятельности Правительства до 2012 года уже сформулированы и основные направления движения, и основные проекты, которые призваны обеспечить качественные изменения в российской экономике, задать вектор ее инновационного обновления.
Естественно, эти проекты необходимо скорректировать с учетом сегодняшних реалий, с учетом кризисных явлений и в нашей, и в мировой экономике, но откладывать реализацию или пересматривать их конечные цели мы не будем.
Уважаемые коллеги,
Первым, важнейшим условием устойчивого развития мы считаем предельно ответственную и консервативную бюджетную политику. Жертвовать макроэкономическим равновесием не намерены.
В 2009 году российский бюджет столкнулся с серьезным сокращением доходов. Прежде всего, из-за падения цен на традиционные наши товары. Но одновременно мы вынуждены были пойти на некоторое увеличение расходов, незначительное, но все-таки оно имело место, чтобы решать острые кризисные проблемы и, безусловно, выполнить социальные обязательства перед гражданами России.
В конечном счете, такие обязательства являются прямыми инвестициями в человеческий капитал, а устойчивый экономический рост возможен только в условиях социальной стабильности и поддержки внутреннего спроса.
Более того, Россия единственная страна в мире, которая в условиях глобального экономического кризиса, экономических трудностей решилась на масштабную пенсионную реформу. В конце этого года, с 1 декабря, у нас будет в очередной раз повышена на 30% сразу базовая часть пенсии. А в следующем году рост пенсий в среднем за год составит вообще беспрецедентную для России цифру - 46%. Что это значит для экономики? Это обеспечит дополнительный внутренний спрос на сумму порядка 1 трлн рублей, это свыше 30 млрд долларов.
Обращаю ваше внимание на то, что эта категория граждан России - пенсионеры - не покупает дорогих товаров, завезенных в Россию по импорту. Это, конечно, та категория людей, которая приобретает для повседневных нужд товары отечественных производств.
При этом, при решении вопросов, связанных с повышением наших пенсионных обязательств, мы отложили повышение страховых взносов для бизнеса, чтобы не увеличивать фискальную нагрузку на бизнес в кризисный период. Правда, в результате - здесь я как раз возвращаюсь к макроэкономическим проблемам - федеральный бюджет за 2009 год впервые за десять лет будет сверстан с дефицитом примерно в 8%.
Мы видим угрозу, но не считаем ее фатальной. Это как раз тот порог, который, по нашему глубокому убеждению, обеспечивает сохранение макроэкономической устойчивости. Добавлю, что у нас есть надежные источники покрытия этого дефицита. Имею в виду, прежде всего, наши резервные фонды, не золотовалютные - Центрального банка, а именно Резервный фонд Правительства и Фонд национального благосостояния, которые находятся в распоряжении Правительства Российской Федерации.
Кроме того, уже с будущего года мы намерены неуклонно сокращать дефицит, в том числе направляя на эти цели возможные дополнительные доходы бюджета. Думаю, что они будут уже и в этом году, и в следующем - чтобы уже к 2012 году попытаться выйти на дефицит не более 3% ВВП. А это уже, как вы понимаете, полностью соответствует и "Маастрихтским критериям".
Кстати, сейчас государственный долг России не превышает в целом 10%, и только 3,6% - это внешний долг России. И это, специалисты знают, является беспрецедентно низким показателем для стран большой "восьмерки". Самый низкий.
Принципиально важную роль в сокращении дефицита призвана также сыграть и программа экономии и повышения эффективности использования бюджетных средств.
Вторая наша задача - это проведение жесткого антиинфляционного курса. Мы ставим перед собой цель - сбить уровень инфляции практически в два раза. В этом году мы прогнозировали 12%. Я думаю и знаю. что руководство Центрального банка согласно с такими предположениями: в этом году мы выйдем на 11% инфляции по году, может быть, чуть-чуть ниже. Но к 2012 году все-таки уровень инфляции в стране не должен превышать 5-7%. Это самый короткий путь к сохранению доходов граждан, к доступной ставке банковского кредита для реального сектора. Кстати говоря, Центральный банк сегодня понизил ставку рефинансирования с 10,5% до 10%. С завтрашнего дня она начнет действовать.
Полагаю также, что у нас нет другой альтернативы, кроме формирования собственного, в полном смысле развитого и устойчивого финансового рынка, способного конвертировать национальные накопления в капитал для развития, в источник так называемых "длинных денег". А это еще одна наша ключевая задача.
Основой такого рынка должны быть сбережения граждан, как и в любой экономике. При этом граждане должны чувствовать себя абсолютно спокойно и уверенно. Ситуация в экономике должна быть стабильной и надежной. Это не достигается административными решениями, это достигается напряженной экономической работой всех участников рынка, конечно, во главе с государством. Это, конечно, деньги, остатки на счетах предприятий, это деньги пенсионных фондов, это деньги страховых компаний.
Уже в ближайшее время будут приняты меры, направленные на совершенствование работы банковского сектора и фондового рынка, на внедрение гибких и одновременно более защищенных инструментов инвестирования сбережений, в том числе пенсионных накоплений, как я уже сказал.
В частности, речь идет о развитии внутреннего рынка ценных бумаг за счет применения таких новых для нас инструментов, как инфраструктурные и проектные облигации. Они будут обеспечены надежными гарантиями, и потому привлекательны для инвесторов.
Также намерены создавать дополнительные стимулы для слияния и укрупнения российских финансовых институтов. Эта мера давно назрела, но мы считаем, что мы должны действовать здесь аккуратно, спокойно, не нарушая прав собственников, а создавая для них просто новые возможности.
Уважаемые коллеги,
В период кризиса многие страны пострадали из-за перепроизводства и чрезмерных вложений, например, в автомобилестроение или жилищный сектор. В России же, напротив, основные проблемы связаны с тотальным недоинвестированием и дисбалансами в экономике.
Поэтому речь должна идти о ее последовательной модернизации, формировании более устойчивой и диверсифицированной структуры. "Приложению сил" здесь можно найти много направлений. Практически все они обладают огромным потенциалом восстановления и замещения экспорта. При этом, с нашей точки зрения, инвестиции принесут наибольший эффект, если вслед за деньгами в российскую экономику придут современные технологии, прежде всего, обеспечивающие энергосбережение и повышение производительности труда.
Также мы заинтересованы в создании новых производств, связанных с глубокой переработкой сырья, машиностроением, телекоммуникациями, биотехнологиями и фармацевтикой. Мы готовы к расширению кооперации в космической сфере и ядерной энергетике.
Большие возможности есть у таких проектов, как выпуск морской техники, транспортных средств, автокомпонентов, оборудования для добычи нефти и газа.
Во всех этих сферах реализуются серьезные программы развития. То есть, высокий и стабильный спрос обеспечен на многие-многие годы вперед.
И, конечно, мы призываем бизнес более активно приходить в российские регионы. Не топтаться на одних и тех же площадках, где порой уже всем тесновато, а идти туда, где не избалованы вниманием инвесторов, и где сегодня можно получить максимально выгодные условия.
Надо сказать, что такие примеры есть. Действительно, крупные предприятия на основе 100%-ных иностранных инвестиций создаются во многих регионах страны и успешно работают.
Уважаемые коллеги,
Правительство России стремится быть в постоянном контакте с предпринимателями - и с нашими отечественными, и с зарубежными. За прошедшее время нам вместе удалось многое сделать для улучшения инвестиционного и налогового климата, для снятия административных барьеров, реализовать сотни успешных проектов.
Мы открыты для продолжения такого взаимовыгодного диалога и сотрудничества. Более того, хотели бы серьезно повысить его эффективность и результативность, чтобы максимально полно использовать ваши опыт, возможности, инициативу, ваши знания для модернизационной повестки.
Давайте вместе подумаем, какие формы нашего взаимодействия в наибольшей степени будут отвечать потребностям сегодняшнего дня.
Я хочу вам пожелать успехов и в работе Форума, и в вашей текущей бизнес-деятельности. Спасибо большое вам за внимание.