Разделы



РФ поставит Вьетнаму 6 подлодок на $3,2 млрд

Контракт на поставку Россией Вьетнаму шести дизель-электрических подводных лодок стал наиболее крупным за всю историю российского экспорта морского оружия и одним из крупнейших в этой области по итогам 2009 года.

Об этом говорится в редакционной статье, которая будет опубликована в июньском номере журнала "Экспорт вооружений".

Контракт с "Рособоронэкспортом" на поставку Вьетнаму шести дизель-электрических подводных лодок проекта 636М был заключен в ходе визита премьер-министра Вьетнама Нгуена Тан Зунга в Россию 15 декабря 2009 года. Строительство всех лодок будет вестись на "Адмиралтейских верфях" в Санкт-Петербурге с темпом поставки вьетнамской стороне одной лодки в год.

"Общая стоимость контракта на постройку собственно лодок составляет 2,1 миллиарда долларов, а с учетом создания во Вьетнаме необходимой береговой инфраструктуры, поставки вооружения и прочих систем общая сумма может достигнуть 3,2 миллиарда долларов, что сделает соглашение крупнейшим по стоимости в истории российского военно-морского экспорта", - говорится в статье.

Контракт продолжил череду успешных продаж подводных лодок проекта 877/636, несмотря на его определенное устаревание.

Вместе с Россией успех на мировом рынке военно-морской техники может отмечать и Германия, компания которой Howaldtswerke-Deutsche Werft GmbH (HDW, входит в группу ThyssenKrupp) подписала 2 июля контракт с Турцией на лицензионное строительство в этой стране шести неатомных подводных лодок проекта 214, оснащенных воздухонезависимой энергетической установкой на основе электрохимических генераторов. Общая стоимость программы оценивается в 2,5 миллиарда евро.

Эксперты издания отмечают также российскую судостроительную фирму "Алмаз" (Санкт-Петербург), которая построила и передала в 2009 году Туркмении два малых 57-тонных сторожевых катера проекта 12200 "Соболь" с заводскими номерами 202 и 203, прибывших в распоряжение пограничной службы республики в Туркменбаши 9 декабря.

Определенного успеха на мировом рынке военно-морской техники в 2009 году добилась Украина, которая в июле смогла получить контракт на строительство для Китая четырех малых десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12322 "Зубр" общей стоимостью 315 миллионов долларов. Первые две единицы должны быть построены феодосийской судостроительной компанией "Море", а еще две - сооружены по лицензии в КНР.

"Контракт был заключен в конкуренции с российскими предприятиями и вызвал определенное удивление, поскольку нынешнее состояние завода "Море" заставляет сомневаться в возможности полноценной и в срок реализации строительства там "Зубров", - отмечают эксперты. Очевидно, считают они, решающим здесь стал факт готовности украинской стороны передать КНР всю техническую документацию на эти корабли, что открывает китайцам возможность дальнейшего безлицензионного копирования "Зубров".

Из стран постсоветского пространства на мировом рынке военно-морской техники в 2009 году фигурирует и Грузия, береговая охрана которой продолжала получать скоростные сторожевые катера постройки турецкой верфи Yonca Onuk. Грузинам в 2009 году были переданы второй 33-метровый катер проекта MRTP 33 (первым был "Сухуми", поставленный летом 2008 года) и первый малый 20-метровый катер проекта MRTP 20.

В целом, как отмечают эксперты издания, на мировом рынке военного кораблестроения в 2009 году почти (за исключением российского и немецкого контрактов) не было заключено новых крупных контрактов. В значительной мере это стало следствием глобального экономического кризиса, вынудившего ряд государств отложить реализацию своих затратных военных программ, к числу которых относятся и программы приобретения боевых кораблей. В частности, Греция отказалась от планов постройки на своей верфи Elefsis Shipyard шести больших фрегатов франко-итальянского проекта FREMM общей стоимостью 2,2 миллиарда евро. Правительство Болгарии официально объявило об отказе по бюджетным соображениям от прежних планов лицензионной постройки французских корветов проекта Gowind.