Новый бензин разорит автомобилистов
Бензин в стране дорожает даже тогда, когда, по всем законам рынка, ценам полагается сделать передышку. Например, в середине осени, после окончания уборочных работ в сельском хозяйстве.В этом году традиционного снижения цен не произошло; более того, на минувшей неделе они продолжили расти.
По данным мониторинга информационно-аналитического центра "Кортес", средние по России цены спотового рынка на 29 октября составили: на автобензин "Нормаль-80" - 21,078 тыс. руб. за тонну (+300 руб.), на автобензин "Регуляр-92" - 24,566 тыс. руб. за тонну (+180 руб.), на автобензин "Премиум-95" - 26,706 тыс. руб. за тонну (+62 рубля). Розничные цены на АЗС выросли на 6-7 копеек за литр в зависимости от марки.
Эксперты отмечают: наблюдаемая ситуация - нетипичная. Некоторые участники рынка связывают поведение топливных тарифов с предстоящим переходом на экологический стандарт Евро-3, и предсказывают дальнейшее повышение стоимости автомобильного "корма". Впрочем, даже если повсеместное внедрение "трешки" снова будет отложено, рассчитывать на ценовой откат вряд ли стоит. В лучшем случае рост цен остановится. Ненадолго. Ведь рано или поздно нефтеперерабатывающим заводам все же придется проводить модернизацию, и кто-то должен за это платить.
Напомним, Евро-3 был введен в России с 1 января 2008 года. Окончательный переход на новый стандарт планировался ровно через год. С 2010 г. страна должна была перейти уже на Евро-4, а с 2013 г. - на Евро-5. Однако с самого начала было очевидно, что столь быстрыми темами насадить европейские экологические параметры (в ЕС Евро-3 действовал с конца 90-х, а Евро-4 - с середины 2000-х) совершенно нереально. Ведь подавляющее большинство отечественных автомобилей к тому моменту "питалось" по классу Евро-2.
К тому же взбунтовались нефтяные компании, заявившие о невозможности опережающими темпами модернизировать свои НПЗ в условиях начавшегося кризиса. В итоге сроки отодвинулись. Теперь запрет на выпуск бензина второго класса начинает действовать с 1 января 2011 г., а к началу следующего года должно быть прекращено производство и продажа бензина марки Аи-80 и наиболее популярной у отечественных автовладельцев Аи-92.
Однако нефтяники просят о новой отсрочке. На этот раз речь идет о сохранении до 2015 г. выпуска 92-го бензина в связи с наличием повышенного спроса на данный вид топлива. Его доля на российском рынке, по некоторым оценкам, может превышать 60%. Да и сами заводы к изготовлению более качественного топлива по-прежнему не готовы. Российские НПЗ сильно изношены, модернизация каждого, даже под стандарты Евро-3, влетит компаниям в копеечку. Лишь порядка 5% из них смогут к новому году безболезненно перейти на выпуск нового бензина.
Позицию производителей разделяет министр энергетики РФ Сергей Шматко. На прошлой неделе на совещании по проекту генеральной схемы развития нефтяной отрасли на период до 2020 г. он поддержал идею оставить Аи-92 еще на пять лет. Одновременно министр предложил ограничить массовую долю высокооктановой присадки, содержание которой в бензине в настоящее время не нормируется. Шматко опасается использования нерегламентированных присадок, а октановое число, по его словам, на экологическую ситуацию влияет незначительно. Для снижения массы выбросов решающее значение имеет экологический класс двигателей, а не топлива, добавил руководитель "Газпром нефти" Александр Дюков.
Премьер-министр Владимир Путин к этим мнениям прислушивается, но щедрых обещаний давать не спешит. Он сообщил, что пока власти решительно намерены перевести все НПЗ на Евро-3 в 2011 году. В частности, планируется запретить подключение к магистральным нефтепроводам новых заводов, если глубина переработки составляет менее 70%. Вместе с тем, премьер не исключил возможности отсрочки. Но предоставляться она будет лишь тем, кто убедит в необходимости переноса сроков специальную правительственную комиссию. Впрочем, и этой лазейки, скорее всего, окажется достаточно для того, чтобы Аи-92 не исчез с российского рынка в 2012 году.
Подобная лояльность объясняется не только трепетным отношением властей к нефтяному бизнесу, но и социальным фактором. Теоретически переход на современные технологии позволяет производить больше бензина из одной тонны нефти, следовательно, более качественное топливо не должно быть намного дороже прежних вариантов. Но, во-первых, на плечи потребителей лягут уже упомянутые издержки по модернизации, а во-вторых, как показывает практика, в России товары лучшего качества всегда стоят намного дороже своих аналогов, независимо от технологии производства.
Кроме того, в стране еще велико количество машин, которые топливом нового поколения попросту "отравятся". Использование Аи-95 на устаревшем автотранспорте может привести к повышенной тепловой нагрузке и даже вывести из строя двигатель. Для адаптации потребуются серьезные денежные средства. А ими владельцы подержанных "лошадок" (люди зачастую небогатые) не располагают.