Реклама тянет на дно СМИ
Российский рекламный рынок сокращается. По оценке экспертов обороты индустрии скатились к показателям 2001 года. Кроме того падение рынка серьезно отразилось и на работе зависимых отраслей, в частности СМИ.Ассоциация коммуникативных агентств России (АКАР) подсчитала доходность отрасли за прошедший год. Объем рынка в 2008 составил 267 миллиардов рублей. Годовой прирост составил 18%- самый низкий показатель за последние 7 лет. Для сравнения в 2006-2007 году прирост рынка увеличивался на треть. Специалисты рынка уверены, что снижение оборотов будет продолжаться и в новом году.
Аналитик ИК "Финам" Максим Клягин считает, что одним из результатов усугубившегося кризиса может стать пересмотр крупнейшими рекламодателями из таких сфер как FMCG, автотранспорт, девелопмент, розничные банковские услуги и др., своих маркетинговых и рекламных бюджетов в сторону существенного уменьшения ранее запланированных сумм. "При этом наиболее низкими темпами будут расти рекламные доходы печатных СМИ - около 14% по итогам 2008 г., и около 10% по итогам 2009. На этом фоне мы не исключаем некоторого сокращения количества заметных игроков и усиления тенденции к консолидации рынка".
Именно недостаток рекламных средств может потянуть за собой на дно печатные издания. Уже сейчас падение рекламных доходов привело к сокращению тиражей и полосности российских СМИ. По данным Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), снижение тиражей произвели такие крупные издательские дома, как "Индепендент Медиа", "Бурда", Hachette Filipacchi Shkulev, "Форвард Медиа Групп", "Московский комсомолец". Часть газет и журналов и вовсе исчезло.
Участники рынка считают, что данная тенденция будет долгосрочной и для многих изданий альтернативой закрытия станет переход в онлайн пространство.
Об такой стратегии развития СМИ говорят и независимые аналитики. "В последние годы все более популярной площадкой становится интернет. Здесь вполне могут сохраниться весьма высокие темпы роста по итогам 2009 года они могут быть около 40%.,-считает Максим Клягин.
"Общемировая тенденция сокращения рекламы добралась и до нашей страны,- полагает заместитель руководителя агентства экономических технологий " Дейвер нокс" Юрий Воздвиженцев,- В кризис возможность остаться на плаву может дать только заданный объем рекламы. Но рекламодатели не спешат вкладывать свои средства. Особенно страдает глянец рассчитанный на "узкий сегмент" читателей. Рынок сможет восстановиться в благоприятных условиях не раньше 2011 года".
Артем Краснов