Разделы



Очереди на иномарки начали уменьшаться

Так, объем продаж в России автомобилей иностранных марок в январе-сентябре 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. вырос на 40% - до 1 млн 611,8 тыс. штук.

Однако темпы роста авторынка все же замедляются, во многом это связано с замедлением роста рынка автокредитования. Дилеры утверждают, что в связи с ужесточением условий выдачи автокредитов и повышением процентных ставок в последнее время количество людей в автосалонах сильно сократилось. Реклама на дилерских сайтах кричит о том, что популярные модели есть в наличии. Очереди действительно сократились, но только на более-менее продвинутые версии. Базовых версий популярных моделей по-прежнему не достать.

Еще несколько месяцев назад, когда банки только грозились поднять ставки, автомобильные эксперты утверждали, что повышение на 1-2% не испугает российских потребителей, готовых стоять в очередях по 9-10 месяцев. Действительно, несмотря на то, что только за последние две недели ставки выросли на 1-3% и кое-где достигают уже 20%, высокий спрос сохраняется на такие модели, как Ford Focus, Renault Logan, Nissan Qashqai, Toyota Land Cruiser 200, Honda Civic и др.

Радует то, что очереди на эти модели как минимум перестали расти. Причина, во-первых, в том, что автопроизводители в массовом сегменте в последнее время увеличили объемы производства на российских автозаводах: Ford, Renault, General Motors. Так, например, по словам дилеров, ощутимо увеличилась осенью квота на популярные Lacetti и Aveo, в связи с чем продажи в сентябре идут даже лучше, чем в августе. Сказывается и сезонный фактор: например, Ford Focus сегодня можно прикупить относительно спокойно. Сейчас дилеры Ford принимают заявки на две партии поставок: на 2008 и 2009 модельные годы. Тем, кто согласны на модель 2008 года выпуска, "Независимость Ford" обещает привезти машину еще до декабря! С поставками Renault Logan до конца года тоже нет никаких проблем, говорят в Major Renault.

Ушли очереди и на некогда дико популярный Chevy Lanos - машина имеется в свободной продаже практически у всех дилеров. Причина, по мнению менеджеров из "СТС Моторс", не только в том, что зимой, после перехода на экологические стандарты "Евро-3", машина подорожала, но и в том, что люди просто "наелись" дешевого железа украинской сборки.

Вот на что действительно сохраняются дикие очереди, так это на Nissan Qashqai, с поставками которого из Англии все еще большие проблемы. Так, на версию с двигателем 1,6 л заказы принимаются на 2010 год! Двухлитровую версию ждать придется "всего" полгода - это тем, кто встал в очередь еще в начале 2008 года. Однако в "Nissan на Таганке" отметили, что приток новых людей практически остановился. Ощутимо увеличилось и число банковских отказов в выдаче кредита: мало того что банки более тщательно проверяют документацию заемщика, но теперь просят 40% первоначальный взнос, тогда как еще несколько месяцев назад он составлял всего 10%.

"Налицо незначительное уменьшение количества банков-партнеров и, соответственно, перераспределение потоков клиентов в банки, не прекратившие работать в сегменте автокредитования, - прокомментировал ситуацию генеральный директор "Инком-авто" Владимир Франке. - Основные банки-партнеры поддерживают приемлемый уровень отказов. Есть тенденция сокращения программ с нулевым первоначальным взносом, и рост доли отказов - именно в этом секторе спроса".

От проблем в банковском секторе страдают, естественно, не только банкиры, но и автопродавцы. Как отмечает руководитель отдела продаж Chevrolet "СТС Моторс" Дмитрий Шиндяпин, количество машин, проданных в кредит в сентябре, осталось тем же, но в целом показатели продаж снизились. В целом, по оценке эксперта, объем продаж по сравнению с прошлым годом упал на 12%: если с начала года здесь планировали ежемесячно продавать суммарно по 450 автомобилей GM, то начиная с июня продавали по 400 автомобилей ежемесячно (для регионов огромная цифра). Больше всего в сегодняшней финансовой ситуации снижение спроса коснулось дорогих автомобилей, например Cadillac. "Люди, которые покупают эти автомобили, ближе к финансовым инструментам, - говорит Шиндяпин. - Они и думают: машина почти свежая. Зачем я себе сейчас буду покупать новую, потерплю".

Эта осень обернулась для дилеров еще одной проблемой: массовой миграцией персонала. По мнению экспертов, падение спроса может быть усугублено падающим качеством работы сотрудников дилерских центров. Действительно, в последнее время поступало слишком много жалоб на некомпетентность продавцов-консультантов в автосалонах. "Менеджеры привыкли к тому, что люди стоят в очередях, - констатирует Д. Шиндяпин. - Они знали, что если один от машины откажется - машина сразу уйдет к следующему. Расслабились и не напрягались, и в определенный момент это стало проблемой. Сейчас как раз работать надо - а они разучились. Это общая тенденция и касается практически любого автосалона. Привыкли к высокому спросу, брали на работу чуть ли не студентов, не обучали как следует, а сейчас переламывать это трудно".

Отметим, что эта осень будет характеризоваться массовыми увольнениями, что, естественно, скажется на качестве дилерской работы. Впрочем, те, у кого припасены живые деньги, сейчас находятся в наиболее выгодном положении: и машины достать проще, чем обычно, плюс у многих продавцов уже стартовали осенние спецакции - таким образом они хотя бы как-то компенсируют самый безобидный фактор падения спроса: сезонный.