Россияне пересмотрели свои расходы
Глобальный экономический кризис оказывает все большее влияние на граждан России.Они довольно сильно изменили статьи расходов своего семейного бюджета - продовольственные корзины наполнились крупами, одежда теперь покупается в дисконтах, а книги скачиваются из Интернета.
Из продовольственной корзины большинства россиян пропали продукты, которые в последние годы были популярны и даже модны. В частности, йогурты уступили место творогу и крупам. Отметим, что большой популярностью стало пользоваться пиво. Так, в январе текущего года потребление этого напитка выросло на 36% по сравнению с аналогичным периодом минувшего года, а в феврале 2009 года расходы на пиво увеличились на 64% к февралю 2008 года.
Россияне также стали тратить больше денег на средства личной гигиены и моющие средства. В частности, продажи шампуня, дезодорантов и стирального порошка увеличились, как минимум, на 13%. Эксперты объясняют эту тенденцию тем, что, во-первых, люди опасаются инфляции и стараются запастись этими товарами впрок. Вторая причина может заключаться в том, что, например, дезодоранты, стали чаще покупать в подарок вместо более дорогих сувениров.
Изменились и места покупки товаров - от кризиса выиграли магазины-дисконты. Например, одна из крупнейших сетей недорогих магазинов России за первый квартал 2009 года увеличила продажи на 14%, также вырос и размер среднего чека.
Как отмечает сайт газеты "Комсомольская правда", россияне кардинально урезали расходы. В первую очередь, граждане сократили бюджет на рестораны, клубы, книги, кино. Однако это не означает, что россияне отказались от развлечений - потребители просто ушли в Интернет. В частности, у сайтов, торгующих электронными версиями книг, с января поднялись продажи на 50 - 60%. А эксперты предсказывают рост интернет-рынка на 20%. Отметим, что на свое образование и повышение квалификации население стало тратить намного больше средств, чем до кризиса. Это объясняется тем, что очень высока вероятность увольнения, от которого может спасти более высокий уровень профессиональной подготовки.