США урезают расходы на оборону
В бюджете США на 2010 финансовый год расходы на стратегическую оборону было предложено урезать более чем на миллиард долларов.В американских политических кругах по этому поводу развернулась бурная дискуссия. Часть политиков утверждает, что с подобной динамикой страна может оказаться незащищенной перед лицом ядерной угрозы.
Корреспондент Русской службы Би-би-си в Вашингтоне Юлия Савченко попыталась выяснить, насколько обоснованы эти опасения.
Правительство Барака Обамы провозгласило политику разумной экономии во всем. В список бюджетных сокращений попала и оборона. В апреле глава Пентагона Роберт Гейтс объявил о запланированных сокращениях в 1,2 млрд долларов в бюджете на стратегическую оборону на 2010 год.
Вице-президент совета по международной политике США Илан Берман называет это крайне опасной тенденцией.
По мнению аналитика, бюджетные сокращения посылают "неверный сигнал нашим противникам и союзникам", ограничивают возможности совершенствования военных технологий и негативно влияют на национальную безопасность в целом.
"Это создает неверное впечатление у наших главных союзников, таких как Япония, Израиль и Польша, которые рассчитывают, в частности, на наш противоракетный щит", - считает Илан Берман.
Спектр обсуждаемых потенциальных противников, при этом, достаточно широк. Кроме очевидной опасности, исходящей от Северной Кореи и Ирана, некоторые в этой связи упоминают Россию и Китай. Президент института "Клэрмонт" Брайан Кеннеди, представляющий республиканскую партию, выражает непопулярную - на фоне общей внешней политики Белого Дома - позицию.
"Русские и китайцы - не те, с кем мы ведем стратегическое соревнование - они наши враги, они стремятся превзойти нас и загнать в угол. Они также передают технологии нашим врагам, целью которых является разрушить Америку. Если мы себе в этом не признаемся, то очень сильно пострадаем от последствий", - утверждает Кеннеди.
Опасения своего однопартийца разделяет конгрессмен Трент Фрэнкс, представляющий Комитет по вооруженным силам американского конгресса. С его точки зрения, Китай не стесняется в средствах, чтобы догнать и перегнать США в том, что традиционно называли гонкой вооружений.
"У Китая трехступенчатый путь получения военных технологий. Самый быстрый - это украсть разработки," - считает Фрэнкс.
Конгрессмен полагает, что Китай начинает собственные разработки. "Если это не сработает, они заплатят деньги для того, чтобы их получить, и только в самом крайнем случае Китай будет тратить время и деньги на разработку собственных проектов. Но я убежден, что наши собственные техноологии, попадающие в руки наших врагов, являются одной из наших основных слабостей", - добавляет Фрэнкс.
Гонка идей против гонки вооружений
В отличие от политиков, многие аналитики в американской столице считают, что с угрозами безопасности США в первую очередь должны справляться не посредством неограниченного финансирования оборонных программ, а при помощи новых стратегий. Джеймс Шерман из издания Inside Defense считает, что стратегия министра обороны является верной.
"Роберт Гейтс, во-первых, стремится к тому, чтобы вооруженные силы были более адекватно оснащены для таких операций, как военные действия в Ираке и Афганистане", - говорит Шерман. Во-вторых, по мнению Шермана, цель министра обороны - сделать армию более мобильной.
В Америке не забывают и о "непосредственной угрозе". Северная Корея провела ядерные испытания в американский день памяти, когда в США вспоминали американских солдат, погибших в разных войнах. Сейчас многие опасаются, что ко Дню независимости 4 июля КНДР преподнесет "новый подарок".
"Корейский гамбит"
Несмотря на то, что в мрачных прогнозах упражняться никто не хочет, существует мнение, что в случае запуска Северной Кореей настоящей, а не пробной ракеты, под ударом могут оказаться Аляска и Гавайи. В этой связи Эрик Эйдельман из Центра стратегических и бюджетных оценок считает, что обеспокоенность политиков сокращением бюджета на противоракетную оборону отчасти обоснована.
"Есть два аспекта, которые вызвали особенные споры в конгрессе и попытки ряда конгрессменов противостоять сокращению финансирования, - объясняет Эйдельман. - Один из этих аспектов - сокращение наземных ракет-перехватчиков, которые находятся в Аляске и Калифорнии, с 44 бывших в проекте до 30 уже существующих".
Второй аспект, по словам политолога, это нежелание новой администрации США форсировать создание противоракетного щита в Центральной Европе. Все это вызывает в среде политиков ожесточенные споры.
Аналитик института Брукингс Майкл О`Ханнон считает, что логика Белого Дома вполне объяснима.
"30 перехватчиков, которые у нас уже есть, достаточны для адекватного ответа на корейскую угрозу, - считает О`Ханнон. - Создание трехступенчатых межконтинентальных ракет, которые планировались ранее, является очень дорогим удовольствием. Тем более, что это просто своеобразная страховка против будущих поползновений Северной Кореи, которых, возможно, и не будет".
В оценках серьезности ядерных угроз мнения в Вашингтоне диамметрально расходятся.
Согласно рекомендациям "Независимой рабочей группы", неправительственной организации со штаб-квартирой в Вашингтоне, администрация США должна вернуть вопрос о противоракетной обороне из русла политического в русло практическое.
"Игру ядерными мускулами можно остановить только игрой мускулами противоядерными", - заявляют эксперты.
Но такие мнения в корне расходятся с заявлениями Белого Дома о том, что в международных отношениях Вашингтон будет опираться, прежде всего, на дипломатию.