Разделы



Экспортеры нефти настроены на скидки для Китая

Китай продолжает ставить рекорды потребления углеводородов. В январе был достигнут очередной месячный максимум по импорту нефти. КНР, по данным национального таможенного управления, ввезла 17,1 млн тонн (4 млн баррелей в сутки), что на треть превышает прошлогодний показатель.

Это далеко не предел, и чтобы сохранить за собой значительную долю растущего рынка, Саудовская Аравия, в частности, намерена уже со следующего месяца предоставить китайским потребителям скидку. Российским же поставщикам заинтересовать покупателей из Поднебесной будет крайне сложно.

На фоне стремительного роста ВВП КНР (по прогнозам, в текущем году темпы прироста могут оказаться вчетверо выше, чем в США) эксперты ожидают и не менее интенсивного увеличения потребления "черного золота". Уже сегодня при наличии достаточно высокого уровня собственной добычи Китай импортирует более половины всех потребляемых углеводородов. Поставщиками сырья в Поднебесную является множество стран, в том числе Судан, Оман, Россия, Иран, Ангола и Саудовская Аравия. На долю последних трех на сегодняшний день приходится порядка 47% от общего объема ввозимой нефти.

Учитывая практически неисчерпаемые возможности спроса КНР, все вышеперечисленные державы постараются не только сохранить свою долю на китайском рынке, но и увеличить на нем свое присутствие. "Все экспортеры воспринимают китайский рынок как крайне важный и пытаются закрепить свои связи с ним. Особенно это стало актуально после падения спроса в США примерно на 10%. Раньше потребление нефти в Америке достигало 9, а то и 10 млн баррелей. Теперь же оно просело до 8 млн, -- отметил главный аналитик ИК "Калита Финанс" Андрей Ганган. -- Совсем другое дело Китай с его бурно растущим автомобильным рынком. Можно рассчитывать на 10--15-процентный рост импорта".

Некоторые поставщики уже всерьез озаботились этим вопросом. Так, например, Оман заявил о намерении существенно увеличить объемы добычи нефти, для чего в сырьевой сектор экономики страны, по словам министра нефти и газа султаната Мухаммеда ар-Румхи, будет вложено порядка 10 млрд долл. Крупнейший поставщик сырья в Китай Саудовская Аравия (из 204 млн тонн, ввезенных в КНР в прошлом году, более 41 млн пришлось на импорт из этой страны) решила пойти другим путем. Чтобы повысить конкурентоспособность своих поставок на китайском рынке, она применила испытанный маркетинговый ход -- предложила скидку.

И хотя дисконт оказался не очень большим -- всего 0,5 долл. за баррель нефти сорта Super Light, госкомпании Saudi Aramco наверняка удастся потеснить конкурентов из Омана и Дубая. Несмотря на то что "черное золото" Саудовской Аравии продолжает оставаться более дорогим, ценовая разница сократилась до 0,9 долл. Оговоримся, что стоимость нефти, поставляемой в страны северо-западной Европы, напротив, была увеличена. При таких условиях Саудовская Аравия вполне может ожидать если не 15-процентного роста поставок в Китай, как в прошлом году, то по крайней мере стабильного интереса к предлагаемой ею нефти.

По общему мнению опрошенных "Временем новостей" экспертов, России вряд ли стоит рассчитывать на подобные результаты. И хотя, по словам торгового представителя нашей страны в КНР Сергея Цыплакова, в прошлом году поставки отечественной нефти Поднебесной выросли на 31%, объемы российского экспорта сильно отстают (15 млн тонн против 41млн). "Предложить нам нечего. Скидку мы уже сделали -- по долгосрочному контракту они и так имеют цену ниже рыночной, и это их вполне устраивает. Увеличить объемы поставок мы вряд ли сможем -- прирост нашей добычи не поспевает за увеличением их спроса", -- посетовал г-н Ганган. Такого же мнения придерживается и руководитель Центра экономических и социальных исследований Китая, заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский, по словам которого, попытка изменить ранее заключенное соглашение с учетом текущих цен на энергоносители может негативно сказаться на имидже России как бизнес-партнера.

Средняя цена закупаемой Китаем нефти в 2009 году составила 59,75 долл. за баррель. "Ответвление от ВСТО пока не действует, железнодорожный маршрут поставок работает с максимальной загрузкой. Если мы увеличим объемы поставляемой по ж/д нефти, то ничего другого мы вывозить уже не сможем. Как в этом случае на нефтяников будут смотреть представители лесной промышленности?" -- отметил эксперт.

Индия, которая импортирует 77% потребляемой нефти, к середине следующего года завершит строительство первого стратегического нефтехранилища. На восточном побережье страны в Висахапатнаме будут сконструированы резервуары общей емкостью 1,33 млн тонн, а к 2012 году уже на западном побережье в Мангалоре появятся еще два нефтехранилища. В результате, по заявлениям министра нефтяной промышленности Индии г-на Сундарешана, общий объем стратегических запасов нефти страны будет доведен до 5 млн тонн, что эквивалентно двухнедельному объему импорта. Впрочем, решение Дели о создании резерва отнюдь не оригинально. Стратегический запас на случай перебоев с поставками или чрезмерного повышения цен на углеводороды уже формируют США, Китай и Япония.