Разделы



Промышленность Ижевска на грани вымирания

Ситуация в российском автопроме, несмотря на принимаемые властями меры, становится все сложнее, о чем свидетельствуют не только вынужденные корпоративные отпуска и снижение производства, но и автомобильные пикеты и митинги по всей России.

Однако это не единственная отрасль в российской промышленности, которая испытывает на себе влияние мирового финансового кризиса. Применительно к промышленности Ижевска надо говорить не о начале кризиса, так как он длится уже много лет, а о его очередном углублении. Целые производства закрывались еще в начале весны текущего года, а скандалы с невыплатами давно стали привычными и повседневными.

Слухи о том, что на ижевских заводах не все благополучно, стали распространяться с начала осени. Говорили, что на Нефтемаше, Буммаше и Механическом людей переводят на сокращенную рабочую неделю. Получить информацию непосредственно на предприятиях невозможно - администрация прикрывает себя приказами о неразглашении, которые заставляет подписывать сотрудников. О кризисе власти говорят иносказательно как о неких трудностях. Так, отменяя социальный проездной для пенсионеров, ижевские депутаты ссылались на сокращение налоговой базы вследствие свертывания производств.

На встрече с главой муниципального образования о закрытых производствах ветеран литейки Ижмаша Тельман Загайнов говорил: "Я в заводском комплексе работал с 1981 года. Зашел на этот завод - и не узнал! Срезали с корнем все станки, которые давали доход республике. Где этот завод? Почему его уничтожили? Вот почему в нашем бюджете, у нас в кармане нет денег? На завод пропустите, хоть один завод. Мотоциклетный завод не существует, подшипникового завода уже не существует!"

Свидетельством нарастания кризиса стала пресс-конференция руководителя Государственной инспекции по труду в Удмуртской республике Виктора Злобина. Он сообщил, что в декабре вал только очных обращений в инспекцию возрос с двух-трех до сорока-пятидесяти в течение рабочего дня. Плюс примерно столько же звонков. Характер жалоб однотипный: невыплата зарплаты со ссылкой на кризис, понуждение к написанию заявления об отпуске без содержания.

Виктор Злобин назвал предприятия, где уже действует трех-четырехдневная рабочая неделя, - это Ижсталь, заводы нефтяного оборудования и механический в Ижевске, отдельные предприятия группы Ижмаш, Сарапульский электрогенераторный и машиностроительный.

Вот что увидел недавно ижевчанин Николай Трофимович, побывав в цехах Ижевского автозавода: "Стоит абсолютно все. Ни одного рабочего, машины под пленкой. Технологически все сделано правильно, производство законсервировано. На диспетчерские столы брошены учетные журналы. Ни одного человека, все замерло. Слышно, как муха летит по этому огромному цеху. Стоят охранники на входе".

В первую очередь сокращения касаются женщин, беременных и находящихся в отпуске по уходу за детьми. Так, с предприятий Удмуртнефтепродукта были уволены даже без оповещения 40 женщин. На сайте службы занятости Ижевска есть данные опроса руководителей почти пятисот предприятий Ижевска - треть из них ожидают сокращения производства и возможных увольнений в связи с этим.

Надежда Гладыш