"Пулково" расширят по британскому проекту
"Воздушные ворота" Санкт-Петербурга ожидает масштабная реконструкция. Подписано соглашение о передаче аэропорта "Пулково" в аренду международному консорциуму.Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко подписала договор о государственно-частном партнерстве между правительством города, "Пулково" и альянсом в составе банка ВТБ и немецкой компании Fraport, который займется реконструкцией и эксплуатацией аэропорта.
Концессионное соглашение вступит в силу только через полгода, когда будут отрегулированы все финансовые и юридические вопросы. А летом 2010-го в "Пулково" планируют начать и саму реконструкцию стоимостью более 1 млрд евро.
"Мы хотим в июне месяце уже забить первую сваю в строительстве нового комплекса, - заявила губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. - К декабрю 2013 года первая очередь нового аэропорта должна быть завершена".
Сейчас по количеству обслуживаемых пассажиров "Пулково" уступает в России лишь трем московским аэропортам: "Домодедово", "Шереметьево" и "Внуково".
Пассажиропоток "Пулково" в 2008 году, по словам генерального директора аэропорта Андрея Мурова, составил чуть более 7 млн человек. Для сравнения, это в два с половиной раза меньше, чем в Домодедово и в 10 раз меньше, чем в лондонском Хитроу.
И-за экономического кризиса в 2009 году показатели российских аэропортов, вероятно, снизятся, как и во всем мире.
Но в Петербурге уверены, что как только кризис пройдет, пассажиропоток вновь станет нарастать. И тогда существующие терминалы "Пулково" (а их сейчас два) могут уже не справиться.
"Тормоз" для туризма
А пока к техническому оснащению аэропорта немало претензий как у авиакомпаний, так и у пассажиров.
"При проведении конкурса для инвесторов и операторов мы закладывали достаточно жесткие условия, понимая, что для "Пулково" важно не только построить новый аэропорт, но и эффективно им управлять"
Виктор Конященков,
советник гендиректора "Пулково"
Например, регистрационные стойки не имеют необходимого электронного оборудования, и билеты чаще приходится регистрировать вручную.
Клиенты аэропорта жалуются на тесноту в пиковые сезоны, длинные очереди на пограничном контроле, скромные по количеству и качеству, но дорогие по цене услуги.
Городские власти считают, что устаревший аэропорт "не помогает" развитию экономики и туризма. А реконструкция в "Пулково", по словам губернатора Петербурга, "открывает грандиозные перспективы" не только для Петербурга, но и для всего Северо-Запада России.
"К этому дню мы шли два года, проделана огромная работа и, несмотря на кризис, мы заинтересовали инвесторов, и нам удалось начать этот проект", - заявила Валентина Матвиенко.
Но сначала удалось убедить Владимира Путина. Будучи еще президентом России, он инициировал в 2007-2008 годах передачу 100% акций аэропорта "Пулково" в собственность администрации Северной столицы.
Параллельно был проведен международный конкурс архитектурного решения обновленного аэропорта. Победил проект британского архитектурного бюро Grimshaw.
Британский опыт
Хозяин мастерской Николас Гримшоу, возглавляющий Королевскую Академию художеств, отличился в проектировании вокзала Ватерлоо в Лондоне в 1993году и Национального космического центра Великобритании в Лестере в 2001-м.
По словам советника по развитию гендиректора аэропорта "Пулково" Виктора Конященкова, британские архитекторы смогли уловить "петербургский стиль" в сочетании со всеми новейшими достижениями в аэропортовой инфраструктуре.
"Они смогли создать не просто терминал, а комплекс в едином архитектурном стиле, - пояснил Виктор Конященков. - Пассажиры смогут свободно перемещаться между различными частями аэропорта под единой крышей, то есть погодные условия уже не будут помехой, что очень важно для климата Петербурга".
При этом здание старого терминала "Пулково"-1, построенное в 1970-х, будет сохранено. Но оно станет органичной частью единого комплекса - вместе с новыми галереями, пассажирскими трапами, гостиницами, автомобильными стоянками и другими службами.
А терминал "Пулково"-2 после реконструкции останется не у дел. Под что его приспособят, пока никто не знает.
В целом после реконструкции "Пулково" должно превратиться в "хаб" (крупный транспортный узел) и составить конкуренцию московским аэропортам. Прогнозируется, что через обновленный аэропорт Северной столицы будут летать более 17 млн. пассажиров в год.
А если Петербург станет еще привлекательней для туристов и бизнесменов, то в 2025 году "Пулково" сможет обслуживать до 22 млн. пассажиров в год.
Но кто же будет реализовывать столь амбициозный проект?
Прибыльная аренда
"Аэропорт мирового класса невозможно построить без ноу-хау, - говорит Виктор Конященков. - При проведении конкурса для инвесторов и операторов мы закладывали достаточно жесткие условия, понимая, что для "Пулково" важно не только построить новый аэропорт, но и эффективно им управлять".
И в конкурсе победил консорциум "Воздушные ворота Северной столицы". Помимо банка ВТБ, в этот альянс вошли немецкие и греческие компании, которые давно и успешно управляют современными аэропортами.
В частности, Fraport AG управляет 12 авиаузлами в разных странах мира. Но главный их актив - один из крупнейших в мире - аэропорт во Франкфурте-на-Майне.
Согласно договоренности с властями Петербурга, международный консорциум будет управлять аэропортом "Пулково" (на правах аренды) 30 лет. И выплачивать в городскую казну, помимо обязательных налогов, еще и 11,5% от оборота аэропорта.
Власти Петербурга надеются, что городской бюджет будет ежегодно пополняться на 1 млрд. рублей. В настоящее время доходы города от аэропорта гораздо скромней.