Разделы



Американский автопром "идет ко дну"

Долгая эпопея с новым кредитом на 25 миллиардов долларов, который "детройтская тройка" просила у правительства страны, похоже, окончилась. Причем, не в пользу автопроизводителей.

Лидер парламентского большинства в американском сенате Гари Рейд сообщил, что сенаторы окончательно отклонили просьбу глав General Motors, Chrysler и Ford Motor в предоставлении в долг госсредств в размере $25 млрд, передает Dertoit Free Press. Три крупнейшие автокомпании США смогут воспользоваться лишь первоначальным кредитом правительства на ту же сумму, но все деньги из нее уже расписаны на раздачу долгов по кредитным обязательствам автокомпаний.

Напомним, что не так давно главы трех компаний обратились к правительству и лично к новоизбранному президенту США Бараку Обаме с просьбой о кредитовании отрасли. При этом средства должны были поделиться между компаниями следующим образом: General Motors - 10-12 млрд долларов, Ford - 8 млрд и Chrysler - 7 млрд.

Против дополнительного финансирования автокомпаний выступали республиканцы, полагая, что оно приведет к распылению средств, рассчитанных на программу по спасению экономики (700 млрд долларов). Того же мнения придерживались и представители действующей администрации президента.

За последнее время "тройка" потеряла миллиарды долларов, а акции General Motors и вовсе откатились на 62-летний минимум. Глава концерна Рик Вагонер заявил, что компании может не хватить денег и до конца текущего года. "Это касается не только Детройта, речь идет о спасении всей экономики США от катастрофы. Автомобильной индустрии необходимо помочь выдержать текущий финансовый кризис. Это позволит избежать экономической разрухи", - комментирует Вагонер перспективы банкротства его компании, передает ПРАЙМ-ТАСС. С ним согласны и руководители Ford и Chrysler. Разорение автопроизводителей скажется на поставщиках, а также на пенсионных фондах, не говоря уже о простых сотрудниках заводов, которым грозит увольнение.

Интересную точку зрения высказал американский экономист, лауреат Нобелевской премии Гэри Беккер (Gary Becker). По его мнению, банкротство может пойти компании только на пользу. Ближе всех к этому шагу General Motors, у Ford Motor Corp дела идут ненамного лучше. Это позволит автогигантам избавиться от трудовых контрактов, заключенных в годы процветания, а потому определяющих многомиллиардные обязательства работодателя перед своими сотрудниками. Объявление компании банкротом вовсе не означает ее полную ликвидацию, но при грамотном управлении позволяет избавиться от "лишних" активов.

"Банкротство позволит GM и Ford стать более конкурентоспособными, избавившись от значительной части трудовых контрактов с UAW (один из наиболее влиятельных профсоюзов в США)", - говорится в сообщении Беккера. Кроме того, банкротство позволит обновить управленческий состав обеих компаний, что также позитивно скажется на их дальнейшей судьбе. А правительственное финансирование в данном случае только отложит необходимую, как показал кризис, реструктуризацию компании.

Того же мнения придерживается и прежний губернатор штата Массачусетс, республиканец Мит Румни (Mitt Romney). "Детройт нуждается в перевороте, а не в чеке", - приводит слова Румни DFP. По его мнению, единственный путь качественного переворота пролегает через "управляемое" банкротство.

Ближайший месяц должен показать насколько американская автопромышленность готова столкнуться со столь серьезными проблемами. Напомним, что США обладает не только крупнейшими автопроизводителями, но крупнейшим рынком сбыта автомобилей. По данным Dertoit Free Press, представители правительства готовы вернуться к переговорам в декабре текущего года. Сможет ли General Motors протянуть до инаугурации Барака Обамы, готового помочь компании, или начало следующего года ознаменуется банкротством одной из крупнейших корпораций мира станет известно совсем скоро.