Киоски спасают рынок недвижимости
На рынке недвижимости продолжается "период застоя". Сделок по аренде и продаже и офисов, жилья и земли почти нет. Единственный сегмент, на который есть спрос - магазины на улицах. Интерес к ним объясняется выросшей доходностью от сдачи в аренду.В элитном агентстве недвижимости Москвы BFM.ru сообщили о том, что в июне, июле и августе у них не прошло ни одной сделки по жилью. "Возможно, у других агентств есть продажи, но в лучшем случае в месяц у них продается 1 загородный дом или 1 квартира - по сравнению с 10-15 сделками в месяц 2 года назад. Зато мы за эти три месяца подписали документы на продажу 20 магазинов на московских улицах. Это почти докризисный уровень", - делится представитель этого агентства.
Продажи элитного жилья находятся в плачевном состоянии, подтверждает BFM.ru Игорь Заугольников, директор департамента по связям с общественностью RODEX GROUP. Он говорит, что спрос на элитное жилье стоимостью от 3 млн долларов упал почти в 5 раз. "При этом скидки на данные объекты достигают 75% от докризисного уровня", - дополняет он.
Заугольников приводит такой пример: "вторичный" особняк на Николиной горе, который продавался с сентября, был куплен в июле за 7 млн долларов, при первоначальной стоимости 12 млн долларов.
По данным компании Blackwood, в первом полугодии 2009 года количество совершенных сделок по продаже элитного жилья сократилось на 30,5% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Аналитики компании отмечают, что он сместился в в более низкие бюджеты: в основном покупают квартиры стоимостью 1-2 млн долларов, спрос на самые дорогие квартиры (более 5 млн долларов) упал в 3 раза, несмотря на предоставляемые скидки.
Офисы сдать сегодня почти невозможно, по оценкам опрошенных BFM.ru консультантов число вакантных площадей достигает 23-25%. За первое полугодие 2008 года, по расчетам аналитиков компании Blackwood, было арендовано и куплено около 1,2 млн кв. м офисов, в то время как за аналогичный период 2009 года - только 350 тысяч кв. м.
Зато помещения под уличную торговлю пользуются стабильным спросом. Лучше всего иллюстрирует надежное положение street retail сделка по продаже помещения на Садовом кольце, которая должна закрыться на днях. Небольшой магазинчик продается по 17 тысяч долларов за метр, цена практически докризисная.
Ольга Ясько, директор департамента аналитики Colliers International подтвердила BFM.ru, что количество выставленных на продажу помещений формата street retail выросло очень существенно: "Но и спрос на них находится на высоком уровне. Среди продавцов много тех, кто через продажу объектов пытается финансировать другие проекты собственного бизнеса".
Партнер компании S.A.Ricci/ King Sturge Илья Шуравин рассказал BFM.ru, что хороший street retail всегда будет ликвидным товаром, даже в такое "печальное" время: "Цены на хороший street retail упали незначительно. Сейчас в Москве на "средних" улицах, не входящих в top-10 (Кутузовский проспект, Тверская, Ленинский проспект и т.д.), стоимость метра торговой недвижимости почти докризисная 7-8 тысяч долларов. Цены просели максимум на 20%".
По мнению управляющего партнера Blackwood Константина Ковалева, в последнее время на рынке торговых помещений формата street retail было совершено достаточное количество сделок купли - продажи помещений. "Это обусловлено, с одной стороны, значительно возросшим предложением, а с другой - наличием спроса со стороны непрофильных инвесторов, которые сегодня готовы купить небольшие объекты торговой недвижимости с целью вложения средств и получения дохода от аренды или продажи в будущем, после ожидаемого восстановления рынка", - отмечает он в интервью BFM.ru.
"Покупатели, - говорит Ольга Ясько из Colliers International, - преимущественно частные инвесторы, не конечные пользователи, которые самостоятельно, либо с кем-то в партнерстве покупают помещения, не рассчитывая получить прибыль в самом ближайшем будущем, но готовые ждать, когда вложенные деньги начнут приносить существенную прибыль".
Руководитель отдела аренды компании Delta estate Наталья Чепрунова объясняет BFM.ru, что интерес к уличным магазинам вызван повышением их доходности. Она приводит пример одного кафе на Бульварном кольце: "Инвестор приобрел его по 8 тысяч долларов за метр. До кризиса цена была 11 тысяч. Но арендная плата за это время не снижалась, оставшись на уровне 1 тысячи за метр в год. Таким образом, уровень доходности этого помещения вырос с 9% до 12,5% в год".