Работодатели меняют страховки на грамоты

Вместо страховок и бесплатного фитнеса работники российских компаний начали получать грамоты и переходящие знаки отличия: кризис изменил подход работодателей к мотивации сотрудников.

В связи с кризисом работодатели вынуждены сокращать объемы условно нематериальной мотивации сотрудников, несмотря на то что это один из наиболее действенных способов удержать работника в компании и подчеркнуть его значимость для бизнеса, наряду с ростом доходов и карьерными перспективами. Взамен предлагаются совершенно нематериальные стимулы.

К "условно нематериальным" способам стимулирования персонала относятся обучение, оплата медицинской страховки, создание особых условий труда. "К такой мотивации персонала прибегают 75% российских компаний, реализующих стратегии развития и лидерства, - отмечает директор департамента развития человеческих ресурсов агентства по подбору персонала "Империя кадров" Марина Шалолашвили. - Они понимают, что подобное стимулирование не является альтернативой денежным компенсациям, однако его значение бывает даже выше, чем у материального поощрения".

По данным исследовательского центра SuperJob.ru, нематериальные бонусы попали под сокращение в трети компаний. Кризис заставил компании экономить прежде всего на обучении: число работодателей, использующих такой способ стимулирования, упало с 25 до 15%. Значительно реже стали предоставлять дополнительную медицинскую страховку. Раньше это делалось в 10% фирм, сейчас - только в 6%. С 10 до 5% уменьшилась доля компаний, предоставляющих работникам "преференции на рабочем месте", подразумевающие индивидуальный подход к созданию условий труда (более мощный компьютер, более удобная мебель, дополнительные инструменты). В три раза реже работодатели стали давать отличившимся сотрудникам возможность работать по свободному графику. Раньше это делали 9% компаний, теперь их осталось только 3%. Согласно исследованию, такие методы, как оплата питания или фитнеса, очень редко использовались еще до кризиса - 3 и 2% работодателей соответственно. Сейчас они стали еще менее распространенными - их применяют 2 и 1% участников исследования.

"Компании в первую очередь сократили расходы на питание в офисе, отказались от корпоративных билетов и путевок", - комментирует Алексей Захаров, глава Superjob.ru.

Согласно опросам, проведенным специалистами кадрового агентства Kelly services, обучение и новые функции являются одними самых из важных аргументов, способных удержать в компании решившего уволиться сотрудника. Выше респонденты поставили только продвижение по службе и повышение зарплаты.

"Растет значимость дополнительного обучения - работники явно скучают по корпоративным тренингам и охотнее рассматривают их как дополнительный удерживающий фактор", - отмечает специалист по связям с общественностью агентства Kelly Services Артем Давыдов.

По данным исследования, проведенного "Империей кадров", самый распространенный способ нематериальной мотивации сотрудников сейчас - это вручение всевозможных грамот, вымпелов, размещение фотографий на досках почета, публичные объявления благодарности. Такие награждения - один из немногих способов поощрения, набравших популярность в период кризиса. Если раньше его использовали 66% компаний, принимавших участие в исследовании, то сейчас - 75%.

Алексей Захаров, президент Superjob.ru, отмечает, что подобный вид поощрений, а также проведение различных конкурсов и соревнований всегда были распространены в российских компаниях.

Также вырос процент работодателей, мотивирующих сотрудников, давая им "больше простора для самовыражения". 20% компаний вместо прежних 15% теперь позволяют работникам принимать участие в управлении, добавляют в труд творческие элементы. С 5 до 10% выросло число работодателей, привлекающих сотрудников в проектные группы или предоставляющих им возможность внедрять собственные инициативы.