Китай становится все богаче, китайцы все беднее
Хорошо известно, что сегодняшний Китай - это одно из самых несправедливых обществ в мире.Согласно Хану и Рискину (2005), в 2002 г. коэффициент Джини (отображает степень неравномерности в распределении доходов) для Китая составлял 45, тогда как для Кореи - 31,6 (1998), для Индии - 32,5 (конец 1990‑х), для Индонезии - 34,3 (2002). К 2006 г. коэффициент Джини для Китая вырос до 49,6, согласно отчету Академии общественных наук Китая, в основу которого легло исследование 7140 домохозяйств (Dyer, 2006). Китай уже превзошел или вот-вот превзойдет уровень стран Латинской Америки, региона с наибольшей неравномерностью в распределении доходов в мире (и низкими экономическими результатами). Согласно данным, приведенным Ханом и Рискиным (2005), для Коста-Рикикоэффициент Джини составлял 46,5, для Аргентины - 52,2, для Чили - 57,1 и для Бразилии - 58,5.
Отчасти увеличение разброса в распределении доходов неудивительно. Конечно, распределение доходов во времена социализма было сжатым, но ценою этого был весьма высокий уровень бедности. Одним из механизмов достижения абсолютного равенства при централизованном планировании было
полное подавление стимулов при распределении ресурсов.
Отход от абсолютного равенства эпохи централизованного планирования в сторону большей зависимости от экономических стимулов может привести к увеличению разницы в доходах между людьми, наделенными разными предрасположенностями и способностями. С точки зрения эффективности, разница в доходах растет по "объективным" причинам.
Может быть и совершенно иная причина роста разницы в доходах: определенные группы или лица наделены - политической системой, финансовой системой и нормативными актами - привилегиями по отношению к другим, позволяющими им иметь бо´льшую долю экономических доходов. К примеру, привилегированные группы или лица могут войти в сферу коммерческой деятельности, которая для других закрыта; разница в доходах при этом растет потому, что такой экономический процесс направлен против конкуренции. Более тонкой формой экономического процесса, направленного на подавление конкуренции, являются ограничения не на экономические возможности как таковые, а на социальные возможности - образовательной подготовки и физического потенциала для участия в экономических возможностях. В этом случае экономические возможности, вероятно, распределяются справедливо, а вот социальные возможности - нет. Как следствие, растет разница в доходах.