Разделы



Финансовый кризис в США углубляется

Недаром сказано, что надежда умирает последней. Финансово-экономический кризис в США углубляется. Последние статистические данные ничего хорошего Уолл-стрит не сулят.

Так, цена на дом, которая в среднем составляла 206700 долларов, упала до 183300 долларов, то есть на 11,3%. Тем не менее, как это ни парадоксально, на Уолл-стрит "быки" (те, кто играют на повышение) вытесняют "медведей". В чем причина "буйволиного" поведения Уолл-стрит?

Действительно, никаких объективных причин для этого нет. Дело в ином. Стало известно о составе экономической команды нового президента Барака Обамы. В связи с этим финансовые обозреватели шутят, что Обама напрасно представил одновременно всю свою экономическую команду. Было бы лучше, если бы он представлял каждый день по одному из членов этой команды. Тогда, быть может, Уолл-стрит набрала бы те сотни пунктов Доу-Джонса, которые он растерял с начала кризиса.

Но дела отнюдь не шуточные. Выступая в понедельник в Чикаго, Обама заявил, что нельзя терять ни минуты времени, ибо американская экономика находится в заколдованном круге. Он сказал, что необходима сильная "встряска" для спасения экономики и финансов страны, причем он добавил, что "встряска" нужна не только для решения текущих проблем, но и для того, чтобы дать толчок в будущее.

В качестве "встряски" Обама предложил "массивный стимул". Однако он не упомянул ни одной детали этого "массивного стимула". Сейчас все заняты гаданием - каковы его размеры? Сенатор от штата Нью-Йорк Шумер называет сумму - 700 миллиардов долларов. Но это лишь его догадка.

Обама сказал, что он активно включился в деятельность по спасению американской экономики. Что он поддерживает постоянную телефонную связь с президентом Джорджем Бушем, министром финансов Генри Полсоном, председателем Федеральной резервной системы США (Центральный банк) Беном Бернанке. Обама сказал, что "массивный стимул" нужен для спасения не только банков и других финансовых институций, но и для поддержки среднего и малого бизнеса, а также людей, работающих по найму.

Несмотря на то что детали "массивного стимула" еще не обнародованы, новый президент заявил, что он это сделает после того, как его экономическая команда придет к окончательным выводам. Многие обозреватели уже сравнивают будущую программу со "ста днями" первого президентства Франклина Рузвельта. Президент Рузвельт, для того чтобы побороть гигантскую безработицу, предложил план строительства электростанции в долине Теннесси и другие работы. План Обамы также предусматривает создание новой инфраструктуры - дорог, мостов и так далее. Он заявил, что это даст возможность создать 2,5 миллиона рабочих мест.

И снова возникает вопрос: какова цена этих проектов? Сравнительно недавно английская газета "Файнэншл таймс" устроила нечто вроде опроса: какова сумма, необходимая для стимулирования американской экономики? По моим подсчетам - 2 трлн долларов. Профессор Нуриэль Рубини сказал - 3 млн. В этом раскладе я выглядел оптимистом, а он пессимистом. Но сейчас все мы оказались оптимистами. По последним подсчетам Bloomderg Press, для этого понадобится 7,4 трлн долларов, то есть с каждого американца - 24 тысячи. И это в ситуации, когда Обама обещал не увеличивать налоги для 95% граждан. В связи с этим снова шутят, и снова невесело: мол, одна надежда на Обаму, на станки казначейства и на Китай.

Ситуация усугубляется тем, что, по самым разным подсчетам, администрация Буша уже потратила 3-5 трлн долларов на выкуп банков и страховых компаний. Причем никто не знает, кто сколько получил. Известно только, что ни налогоплательщикам, ни промышленности ни доллара не перепало.

Хотя тот же автопром в деньгах нуждается очень сильно. В который уже раз в Белый дом с протянутой рукой пришли руководители трех главнейших автомобильных концернов - "Дженерал моторс", "Форд" и "Крайслер". Впрочем, слово "пришли" надо понимать в переносном смысле. Все три председателя советов директоров прилетели в столицу каждый в своем собственном лайнере. Этот факт вызвал возмущение в общественных кругах страны. В связи с этим сатирики во всю хлещут автомобильных магнатов. Вот один из примеров этой сатирической экзекуции: "Я, председатель совета директоров "Дженерал моторс", пытаясь сэкономить горючее, хотел приехать в Вашингтон на моем стареньком "Кадиллаке". Однако у "Кадиллака" отказали тормоза, поэтому мне пришлось пересесть в самолет".

"Я, председатель совета директоров компании "Форд", тоже хотел приехать в Вашингтон на "Линкольне". Но, к сожалению, у моего старого и испытанного коня спустили покрышки".

"Я, председатель совета директоров компании "Крайслер", поехал в Вашингтон на моем "Крайслере", но в баке не хватило бензина, и я, как и мои коллеги, пересел на лайнер"...

В общем, сатирики стараются вовсю, как и финансисты, и экономисты. Но, к сожалению, успеха пока что добиваются только первые.