Российский авторынок оправился от кризисного шока
На рынке новых автомобилей снова дефицит: поставщики и дилеры не справляются с растущим спросом. В начале года прогнозы по продажам в России были около 1,5 млн автомобилей, но темпы восстановления рынка превысили все ожидания.На фоне оживления автокредитования, действующей программы утилизации, роста уверенности и доходов потребителей продажи на внутреннем рынке за январь-октябрь уже достигли цифры в 1,5 млн машин. При этом, по данным АЕБ, рост в октябре составил 62% в сравнении с октябрем 2009г, а в десятке лидеров по моделям легковых марок, проданных с начала года, девять производятся на территории России.
Каков потенциал роста продаж автомобилей в России в среднесрочной перспективе? Как изменятся показатели после завершения программы утилизации? Заинтересованы ли мировые автоконцерны в полномасштабной локализации производства на территории России? Смогут ли иномарки, собранные на территории РФ, в обозримом будущем потеснить бессменного лидера внутреннего рынка - марку Lada производства ОАО "АвтоВАЗ"?
Участники конференции, организованной Finam.ru отмечают, что текущие темпы восстановления российского автомобильного рынка превосходят прежние ожидания, поставщики и дилеры уже перестают справляться с активно растущим спросом на новые автомобили. При этом, основным драйвером роста авторынка станут регионы.
Российский автомобильный рынок активно возвращает утраченные в течение кризиса позиции, отмечают участники организованной "ФИНАМом" конференции. По мнению директора аналитического агентства "Автостат" Сергея Целикова, восстановлению спроса на российском авторынке поспособствовало сразу несколько факторов: "Повлиял и отложенный спрос, и восстановление рынка труда, и потребительская уверенность "в завтрашнем дне", и программа утилизации, и льготное автокредитование, и обычное автокредитование. Плюс "низкая база" 2009 года. Каждый фактор влиял в своей мере и в своей нише, а в совокупности - двухзначные цифры прироста. Уровень 2008 года уже превзошли Audi, BMW, MB, Kia, Citroen, VW. До конца года на него выйдет Skoda. Многие другие выйдут на уровень 2008 года в 2011-м году, кто-то в 2012-м. Весь рынок, если не произойдет очередной волны кризиса, в 2013 году перекроет уровень 2008-го".
Эксперты констатируют, что на фоне растущего спроса на российский рынок постепенно возвращается проблема дефицита новых автомобилей. Это происходит потому, что производители и импортеры недооценивают скорость восстановления российского авторынка, уверен директор по стратегическому развитию "Атлант-М" Алексей Терещенко: "Должны произойти изменения в мышлении импортеров, которые часто заинтересованы не в вале продаж, а в том, чтобы не дай Бог не остаться с избыточным складом (сильно обожглись в кризис). Импортер должен донести эту мысль до материнского концерна. Должна произойти корректировка объемов производственных заказов (причем завод должен еще и скорректировать свои заказы поставщикам автокомпонентов), а это может растянуться на несколько месяцев и где-то "упереться" в ограничения производственных мощностей".
Участники конференции прогнозируют, что уровень автомобилизации в России продолжит в дальнейшем динамично расти, ухудшая транспортную ситуацию - особенно в крупных городах. Поэтому основной потенциал роста автомобильного рынка сосредоточен в регионах. "Уровень автомобилизации растет, а транспортная ситуация и в крупных городах, и на трассах между ними - все только хуже, - говорит директор издательского дома "Новости автобизнеса" Роман Гуляев. - Основной резерв - регионы, в Москве-Петербурге-Екатеринбурге рынок близок к насыщению".
Мнения о том, что основной "резервуар" для повышения уровня автомобилизации - это регионы, придерживается и аналитик "Finamauto" Алексей Захаров: "Другое дело, что наша перекошенная экономика не дает жителю "глубинки" финансовой возможности купить машину. И до тех пор, пока эта ситуация (макроэкономическая) не изменится, до европейского уровня мы не дойдем".
Текущий уровень экспортных пошлин на импортные автомобили участники конференции считают оптимальным и комфортным для всех участников рынка. "Текущий уровень пошлин на новые автомобили всех устраивает, а подержанным выставлен заслон. По моему мнению, это правильно", - говорит г-н Гуляев. В свою очередь, по мнению г-на Целикова, пошлины начнут снижаться лишь через несколько лет после вступления в ВТО: "Но когда мы туда вступим, вопрос открытый. А там (в соглашении с ВТО) уже есть согласованный график снижения пошлин по всем видам ТС".