General Motors пристроил Saab на родине
Новым владельцем шведского бренда Saab станут соотечественники из компании Koenigsegg Group AB.Этот выбор уже подтвержден продающей свой убыточный европейский актив корпорацией General Motors. У поклонников Saab теперь появилась надежда, что шведским автогонщикам из Koenigsegg удастся реанимировать к жизни легендарный скандинавский бренд.
Сделка должна быть окончательно закрыта до конца третьего квартала этого года. В пресс-релизе GM поясняется, что сделка "обеспечит для Saab будущее". "Уникальная комбинация инноваций и творческого духа Koenigsegg, а также их бесспорная способность создавать представительские автомобили мирового класса подтверждает, что это - верный выбор покупателя", - подчеркнул президент GM Europe Карл-Петер Форстер, добавив, что General Motors связана с Saab в течение 20 последних лет и продолжит с ней техническое сотрудничество.
GM в рамках процедуры банкротства продала половину из восьми принадлежащих ей брендов. Китайская Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machinery уже купила Hummer, Penske Automotive Group приобрела марку Saturn, а европейские подразделения Opel и Vauxhall достались консорциуму во главе с канадской Magna International.
Ранее на бренд Saab претендовал также итальянский автомобильный концерн Fiat. Но предположения о том, что GM остановит свой выбор именно на Koenigsegg, существовали и раньше.
Компания Koenigsegg создана в 1994 году шведским бизнесменом Христианом фон Кенигсеггом. В ней работает всего 45 сотрудников, ежегодно выпускающих не более 18 спортивных автомобилей стоимостью 1,4 млн долларов каждый.
Напротив, в компани Saab насчитывается примерно 15,4 тысяч персонала, занятых на заводах в разных странах мира. В прошлом году продажи бренда на рынках Скандинавии, Европы и США составили 93 тысячи автомобилей, однако имеющаяся суммарная задолженность компании достигла 10,7 млрд шведских крон, из которых 9,7 млрд крон или примерно 1,3 млрд долларов составляет долг перед GM, 347 млн крон - перед правительством Швеции, а еще 647 млн - перед другими кредиторам.
Режиссером сделки выступил один из инвесторов Koenigsegg Group AB, норвежский мультимиллионер Баард Экер, сообщивший, что его идею поддержало "еще несколько инвесторов, не желающих называть свои имена". По данным шведской деловой газеты Dagens Industri, членом совета директоров группы Koenigsegg является американский бизнесмен Оги К. Фабела - один из основателей российского оператора мобильной связи компании "Вымпелком".
По мнению руководителя отдела продаж сети автосалонов "Рикар" (премиум: Infiniti, Rover, Mercedes) Ефима Зарудского, продажа Saab была ожидаемым событием. А то, что покупателем выступает именно Koenigsegg - не самый плохой вариант для компании.
"Saab занимает в портфеле GM примерно такой же вес, как Hummer и, прямо скажем, является не самым ликвидным активом. Особенностью сделки является то, что GM собирается продолжать с Saab техническое сотрудничество, что должно облегчить компании жизнь на начальном этапе. Что касается Koenigsegg, то эта марка неплохо себя зарекомендовала своими элитными спорткарами. Поэтому можно надеяться, что в результате сделки прилив свежей крови оживит Saab и возникнет маленькая самостоятельная динамичная компания", - считает эксперт.
Финансовые детали сделки не разглашаются. Известно лишь, что соглашение содержит условие об открытии кредитной линии в размере 600 млн долларов от Европейского инвестиционного банка, а гарантом возврата средств выступает правительство Швеции.
Saab, выкупленный GM в 2000 году, подал в шведский суд заявление о реорганизации и защите от кредиторов 20 февраля. Ранее правительство Швеции отклонило прошение GM о государственном финансировании компании. Теперь же министр предпринимательства Швеции Мод Олофссон выразил удовлетворением по поводу заключения соглашения, заявив, что с его подписанием закончились несколько месяцев неопределенности для компании и ее сотрудников. Ранее правительство Швеции было не склонно к излишнему протекционизме в вопросе спасения национального бренда, поэтому некоторые комментаторы называют гарантии со стороны государства "неожиданными". Возможно, изменению госполитики в этом вопросе способствовало то, что согласно планам, производство новой версии модели Saab 9-5 будет перенесено из Германии в шведский город Тролльхеттан.
Правда, не все эксперты верят в будущее шведского бренда. Газета The New York Times приводит слова аналитика банка UBS Филипа Хачиса, который сомневается, что удастся сохранить компанию и рабочие места, и называет произошедшее кратковременным решением, которое не ликвидирует базовые проблемы компании.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в апреле в России было продано 33 новых автомобиля марки Saab, в мае - 37, а всего за пять месяцев этого года - 170 машин, против 499 за тот же период прошлого года. Таким образом, падение продаж бренда составило 66%. Сейчас Saab по продажам занимает 47 место из 51 марки автомобилей, представленных на нашем рынке (для сравнению: Volvo занимает 28 позицию рейтинга AEB).
"Конечно, исчезнет гнет большого холдинга, влияние которого носило не всегда позитивный характер, но в будущем Saab будет нелегко. Компания находится в очень тяжелом финансовом состоянии, ее модельный ряд очень маленький, а новых моделей нет. Фактически она сейчас живет только за счет былой репутации", - заключил Ефим Зарудский.