Российским компаниям придется туго "затянуть пояса"
Финансовый кризис беспокоит всех: от простых рабочих до директоров крупных компаний. Первые задаются вопросом, что сделать, чтобы не потерять работу, вторые обеспокоены тем, как удержать компанию на плаву с минимальными для неё потерями.В кризис не следует запускать и начинать раскрутку новых проектов
Экономить на самом дорогом недавно призвала руководителей предприятий одна правительственная организация в Британии. Руководству компаний с целью оптимизации расходов на электроэнергию было предложено урезать расходы на чаепитие. Так, рекомендуется заваривать чай не в отдельных кружках, а в общем чайнике. Кипятить надлежит ровно столько воды, сколько в данный момент необходимо. Каждый год в британских офисах впустую согревается 10 миллиардов литров воды, подсчитали рачительные чиновники. И если не расходовать впустую киловатты на пустой подогрев энергии, за год страна сможет сэкономить уже мегаватты электроэнергии.
В России правительственные чиновники к таким строгим мерам экономии пока не призывают. Однако руководство многих отечественных компаний уже предпринимает шаги к урезанию офисных расходов. Опыт по экономии ресурсов у нас есть. Десять лет назад отечественным предприятиям уже приходилось туго "затягивать пояса", что и позволило многим выжить в условиях более жесткого экономического кризиса. По данным опроса представителей 732 московских компаний, который проводился по "горячим следам" в начале 1999 года, выяснилось, что к тем или иным мерам экономии прибегли все респонденты. Половина опрошенных сократила расходы на рекламу, примерно четверть - рассталась с частью персонала, а десятая доля - ужала офисные площади. ОФисные расходы подверглись в каждой фирме самому жесткому "секвестированию".
Сейчас, когда финансовый кризис грозит лишить доходов многие компании, пришло время вспомнить правила офисной экономии.
Что предпринимать сейчас?
Первое, что следует сделать, подумать над альтернативными вариантами финансирования, найти дополнительные источники и спонсоров, советует бизнес-консультант из компании "Консалт Плюс" Алексей Никонов. Своим постоянным клиентам следует уделять особое внимание, а так же самое время вспомнить о старых клиентах. Вполне возможно, что "бывшие" клиенты не покупают вашу продукцию или услуги, потому что "руки не доходят", а не потому, что она перестала их устраивать. Напомните о себе, расскажите о новых продуктах и услугах, и, вполне возможно, многие с радостью вернутся к вам.
И все-таки урезание расходов неизбежно. Как правило, первое от чего отказываются компании - непрофильные расходы и инвестпланы. Главный принцип при сокращении издержек - они не должны сказываться на основном бизнесе компании. Так, можно экономить на аренде, ввести определенные лимиты на использование мобильной связи, электричества, не развивать новые отделения.
Следующая мера, к которой можно прибегнуть - урезать рабочие часы или перевести часть сотрудников на надомную работу.
Зарубежный опыт: в Бирмингеме (в Алабаме) более 70% сотрудников было переведено на 4-дневный рабочий график. Таким образом, компания снизила траты на горючее и, избегая массовых увольнений, держалась на плаву.
Сокращение рабочих часов так же поможет снизить траты за электричество, сэкономить на арендных и транспортных расходах. Подсчеты специалистов Европейской комиссии показали, что надомная работа повышает производительность труда на 45%. Еще одно преимущество - "надомники" гораздо реже берут больничные. Кроме того, переведя часть сотрудников на домашний режим, можно освободить часть кабинетов и сдавать их в аренду, что принесет дополнительную прибыль фирме.
Выполнять поставленные задачи на дому сотрудники могут, связываясь с офисом через Интернет или телефон. Выбирать надомных работников следует из самых ответственных и продуктивных сотрудников.
Далее идут более кардинальные меры, но именно к ним в настоящее время прибегает большинство компаний. В первую очередь, это сокращение расходов на персонал. В условиях выживания, в кризис урезание заработных плат является неотъемлемой и необходимой мерой. Так, многие фирмы и банки в первую очередь, прекращают нанимать новых сотрудников. Затем прекращают поднимать оклады и урезают выплату премий и бонусов - на время кризиса, конечно..
Можно сократить расходы на командировочные, снизив, таким образом, расходы на перелеты и топливо. К примеру, поездки в другие города можно заменить проведением телеконференций.
Многие фирмы отменили сейчас и оплату личных водителей для сотрудников, предложив желающим оплачивать водителя из собственного кармана.
Стоит ли говорить о том, что проведение корпоративных праздников и вечеринок откладывается до лучших времен.
Экономить можно не только на сотрудниках, но и на проектах. Многие эксперты советуют, заморозить проекты, разработанные в позитивных экономических условиях. Перспективный проект, задуманный в начале года, может сейчас выкачать из вашей компании последние остатки сил и наличности. Так же не следует запускать и начинать раскрутку новых проектов, лучше поддерживать уже существующие, приносящие доход.
Сократить расходы на рекламу
Финансовый кризис заставляет бизнес сворачивать затраты на рекламу и маркетинг. У компаний просто не хватает средств на рекламные ролики, плакаты, креативные идеи и прочее. По словам экспертов, в отдельных случаях компании сократили бюджеты на продвижение бизнеса на 80-90%.
Но тут есть и другая сторона медали. С одной стороны, даже если вы прекратите рекламироваться, какое-то время старые клиенты будут покупать по привычке. Однако приток новых клиентов быстро иссякнет, как результат, продажи могут пойти под откос. Тем более, рано или поздно кризис пройдет, а без рекламирования и постоянного напоминания о себе окажется, что ваша компания уже не столь популярна и известна, и оттеснена на второй план более раскрученными конкурентами.
Наверняка денег на крупные рекламные компании, большии презентации и показы в ближайшее время не будет, однако необходимый минимум рекламы все же стоит оставить. Можно, кстати, подумать над альтернативными и более дешевыми способами размещения - Интернет, рассылки и т.п.
Последний, наиболее кардинальный для компании пункт - сокращение персонала. На эту крайнюю меру уже пошли многие российские банки и компании.
Прибегать к этому способу сокращения расходов следует на "холодную голову. По словам совладельца фирмы Pro-Temp.Inc Ван Хемерта, "если ты отправляешь подчиненного домой в первую же секунду, как только ему вдруг становится нечего делать, это означает, что ты собственноручно разрушаешь свою компанию, портишь ее репутацию, а также меняешь в негативную сторону отношение к труду всех тех, кто работает в фирме".
Альтернативой окончательному увольнению может стать временное увольнение (или бессрочный отпуск) с последующей возможностью возвращения человека на свое место после кризиса.
Кроме того, можно заняться реструктуризацией, с целью ликвидировать неэффективность производства. Совет: не стоит пренебрегать обучением своих сотрудников сразу в разных сферах, ведь таким образом повышается производительность труда, а значит, повышается и прибыль.
И всегда надо искать новые возможности для бизнеса, ведь это поможет компании не только удержаться на плаву, но и достичь новых высот.
автор: Анна Пушнова