Разделы



Российские страховщики работают в минус

Компании, занимающиеся прямым страхованием, ждут стремительного роста объемов рынка и через пять лет надеются получать сборы в 1 млрд долларов.

Однако фактически всю прибыль могут "съесть" рекламные и инфраструктурные вложения, необходимые для формата, при котором клиент работает со страховщиком, минуя его агентов.

По итогам 2009 года объем рынка прямого страхования в России может составить от 1,5 до 3,5 млрд рублей, - такой прогноз сделал на круглом столе, посвященном direct-страхованию, генеральный директор компании "Интач Страхование" Георгий Аликошвили. Президент "КИТ Финанс страхования" Андрей Мельников более сдержан в прогнозах - по его мнению, рынок к концу года достигнет 1,5-2 млрд рублей. Кристиан Куртис, вице-президент группы "Ренессанс страхование", прогнозирует, что только через "Ренессанс Direct" сборы в этом году покажут практически десятикратное увеличение - почти до 1 млрд рублей.

"С учетом того, что мы растем с нуля и вынуждены двигаться быстрыми темпами, через пять лет мы можем выйти на показатель сборов со всего рынка в 1 млрд долларов. Однако нам нужно объединить усилия для развития такого канала продаж, как прямое страхование и отработки наиболее удобных моделей", - считает Андрей Мельников.

Свои ожидания уверенного роста рынка прямых продаж страховок эксперты основывают, в частности, на зарубежном опыте. Так, в Великобритании прямые продажи составляют до 70% всех продаж розничным клиентам, при том, что direct-страхование появилось там 20 лет назад, - рассказал глава "Интач Страхование". В России прямым страхованием начали заниматься в 2008 году. Кроме того, "в условиях кризиса особую актуальность приобретают не только вопросы защиты от непредвиденных расходов, но и экономии", - говорит Кристиан Куртис из "Ренессанс страхования": "Поэтому мы прогнозируем рост спроса на покупку полисов напрямую".

Во многих европейских странах, данным способом населению продается до 20% страховых продуктов, - соглашается директор департамента андеррайтинга и методологии "АльфаСтрахования" Илья Оленин: "Однако в сегменте, где убыточность сегодня превышает 100%, а цена входа на рынок (первоначальные инвестиции) исчисляется миллионами долларов (реклама, IT, офис, персонал, содержание филиалов и т.п.), можно легко ошибиться и построить заведомо убыточный бизнес". В частности, по данным "Интач Страхования", компания потратила на развитие бизнеса и маркетинг в 2008 году 211 млн рублей, чистая прибыль на 1 января 2009 года составила 137,478 млн рублей.

"Основная идея direct-страхования - дать дисконт за счет экономии на агентах - требует больших рекламных и инфраструктурных вложений. Это будет лишь одним из каналов развития для крупных компаний", - отмечает партнер консалтингового агентства R&P Михаил Левандовский. - Компания, которая сейчас продвигает прямое страхование как свое единственное конкурентное достоинство, ничего не выиграет. Более того, скидки в 10-15%, которые, в основном, и предлагают прямые страховщики, укладываются в плановый разброс цен между крупными, непрямыми, страховыми компаниями".

Прямой канал наиболее эффективен для продаж так называемых "коробочных" продуктов, предполагающих стандартизированный подход. "В первую очередь это полисы автострахования (ОСАГО и КАСКО), а также некоторые продукты по страхованию имущества и людей, выезжающих за рубеж", - говорит вице-президент "Ренессанс страхования" Кристиан Куртис.

Однако целевым сегментом для компаний, занимающихся прямым страхованием, являются неновые автомобили среднего и нижнего ценового диапазона, и высокая убыточность такого портфеля при текущем ценообразовании на рынке ни для кого не является секретом, - рассуждает Илья Оленин из "АльфаСтрахования". В итоге, выходя на рынок, такие страховщики вынуждены предлагать еще более низкую цену, что удлиняет срок окупаемости вложенных инвестиций. "Понятно, что доля полисов, проданных такими компаниями, будет расти, но ближайшие 1-2 года она вряд ли превысит 3-5% от общего числа застрахованных автомобилей на рынке физических лиц", - считает эксперт.