Российские кинотеатры готовы стать трехмерными
Кризис не поможет мировой киноиндустрии, как это уже было в годы Великой депрессии, из-за высокой конкуренции с домашними кинотеатрами и телевидением. Удержать внимание аудитории помогут объемные фильмы, снятые по 3D-технологии.К такому мнению пришли аналитики из Deloitte, которые считают, что современных кинозрителей важно удивить такой же сильной инновацией, как и появление звукового кино в 30-е годы ХХ века.
Россия готова к экспериментам с 3D
Российский кинорынок к экспериментам с 3D подготовился лучше любой другой европейской страны.
У нас около 100 цифровых кинотеатров - для Европы это очень хороший показатель, второй после Франции, где таких кинотеатров 252.
"В 2009 году 3D-фильмы могут впервые дать миллионные кассовые сборы. Растет число киностудий, способных выпускать всю свою продукцию, как Dreamworks, в формате 3D. Некоторые ведущие мировые кинорежиссеры, включая Джеймса Кэмерона, Джеффри Катценберга и Джорджа Лукаса, планируют выпустить свои первые 3D-фильмы. Ожидается, что технология 3D будет использоваться в фильмах самых разных жанров, не ограничиваясь лишь фильмами ужасов и космическими эпопеями", - говорится в прогнозе Deloitte.
"В США дистрибьюторы делятся с кинотеатрами процентом с экономии на цифровой копии, в России все затраты на переоборудование ложатся на кинотеатры"
Ведущий аналитик исследовательской компании "Невафильм Research" Ксения Леонтьева критично отнеслась к мнению Deloitte о том, что 3D станет панацеей от всех проблем киноиндустрии. Кроме того, она отмечает, что затраты на переоборудование российских кинотеатров существенно больше приведенных в прогнозе цифр.
По информации Deloitte, стоимость замены аналогового оборудования на цифровое 3D стоит $70 тыс., а замена цифрового оборудования на цифровое 3D равна $30 тыс. Для российской практики актуальны те же цифры, но только в пересчете на евро. Удорожание происходит за счет таможенных пошлин на ввозимое оборудование.
"В отличие от США у нас нет устойчивой бизнес-модели, которая бы поддерживала переход на цифровой формат. В США дистрибьюторы делятся с кинотеатрами процентом с экономии на цифровой копии, в России все затраты на переоборудование ложатся на кинотеатры, а всю выгоду на экономии от изготовления и использования цифровой копии получают дистрибьюторы", - рассказала DAILYONLINE Ксения Леонтьева.
Одна 3D-копия зарабатывает в три раза больше пленочной
В кинокомпании "Централ Партнершип" не прогнозируют падения сборов в 2009 году, но предполагают перераспределение в пользу фильмов-событий (больших и ожидаемых картин). Средним картинам будет тяжело собрать кассу.
"Сейчас в России порядка 100 цифровых кинотеатров, это больше, чем в большинстве европейских стран. Один из стимулов увеличения цифровых кинозалов - увеличение количества 3D-релизов: если в 2008 году в российском прокате было 6 3D-картин, в 2009-м ожидается 12 фильмов, а в 2010-м будет уже 20-25 проектов. На последних больших 3D-релизах 3D-копии принесли кинотеатрам в несколько раз больше денег, чем тот же фильм в 2D (обычная пленочная копия). Если каждая 3D-копия собирала в среднем по $50 тыс., то обычная - $15 тыс.", - рассказала DAILYONLINE директор по связям с общественностью кинокомпании "Централ Партнершип" Юлия Куликова.
Ксения Леонтьева объясняет выгоду 3D-копий еще и тем, что они могут держать более долгий прокат, чем обычные копии. К примеру, мультфильм "Вольт" появился в российском прокате в ноябре, но показывался в российских кинотеатрах до января, и только на новогодних каникулах, по данным издания "Кинобизнес сегодня", собрал больше миллиона долларов.
"На цифровых копиях зарабатывают больше за счет более высокой цены билета и на более высоком интересе к таким картинам: российские зрители не пропускают ни одну премьеру 3D-фильма. Все ведущие киностудии мира объявили о выпуске мультфильмов в 3D, в том числе и тех, что уже были в прокате", - напоминает Ксения Леонтьева.
"Российский зритель сможет каждый месяц видеть новый фильм"
Эксперты считают, что 10 фильмов в формате 3D на год - это очень хороший показатель для России. Получается, что российский зритель сможет каждый месяц видеть новый фильм. Тем более что речь идет о 10 блокбастерах, с учетом короткометражек 3D-фильмов в России еще больше.