"Роснано" рекомендует учиться у Стива Джобса
Три российские команды инноваторов-предпринимателей примут участие в международном конкурсе бизнес-планов IBTEC, организаторами которого являются компания Intel и университет UC Berkeley Technology Entreneurship Challenge.Такое решение приняла сама компания Intel. При этом отбор команд-участниц компания решила провести в рамках летней школы-тренинга по инновационному предпринимательству, прошедшей в особой экономической зоне (ОЭЗ) "Дубна".
Напомним, год назад Intel, "Роснано" и МГУ имени М. В. Ломоносова провели первую такую школу в Перми. Организаторы посчитали, что добились положительных результатов, и решили продолжить этот проект.
По словам директора по развитию проектной деятельности "Роснано" Андрея Лукшина, главной задачей проекта стало повышение качества инвестиционных заявок. И в первую очередь - от региональных команд. Также предполагалось, что проведение школ в регионах повысит заявительную активность на местах. "Что, в общем-то, и произошло, - отметил Лукшин. - По результатам этих тренингов в "Роснано" поступило около 20 заявок".
Еще одной задачей тренинговых школ было названо обучение слушателей умению обозначать рыночные перспективы их проектов, грамотно готовить бизнес-планы и в конце-концов - "продавать" свои проекты инвесторам.
Сами школы представляют собой, по словам Андрея Лукшина, пятидневные тренинги по обучению инновационных команд оформлению и представлению своих проектов инвесторам. В этом им помогают тренеры, имеющие соответствующий опыт. Также для участников проводятся коучинг-сессии (коучинг - метод непосредственного обучения менее опытного сотрудника более опытным в процессе работы).
В течение года школы-тренинги прошли в четырех регионах - в Перми, Ставрополе, Астрахани и Санкт-Петербурге. Дубнинская летняя школа стала пятой по счету.
Руководитель лаборатории инновационного бизнеса и предпринимательства экономического факультета МГУ Георгий Лаптев, в свою очередь, отметил, что в ОЭЗ "Дубна" были собраны 12 проектных команд, являющиеся заявителями "Роснано", "Российской венчурной компании" (РВК), и Зворыкинского проекта ("Селигер-2010"). Также к проведению школы было привлечено 12 бизнес-тренеров, в задачу которых входило, в числе прочего, ознакомление участников школы с правилами предпринимательского менеджмента. "Значительная часть проектов приходит из различных НИИ, - рассказал Георгий Лаптев. - Поэтому в большинстве своем они представляют собой результаты научно-исследовательских работ (НИР), а не бизнес-проекты. В этой связи необходимость в предпринимательских навыках очень высока". Исходя из этого, преподаватели школы сфокусировались на выработке у слушателей знаний в области предпринимательства - обучали их составлению планов, а также подготовке к представлению продуктов инвесторам. "Дело в том, что российские разработчики часто представляют инвесторам результаты научно-исследовательских работ, а не продукты, которые могут принести прибыль. Поэтому им еще необходимо учиться представлять свои идеи именно в таком виде" - заявил Лаптев.
В целом в рамках программы по инновационноиу предпринимательству соответствующее обучение прошли около 140 человек. При этом организаторы проекта отметили, что по прошествии года с момента запуска программы и с самими школами, и с их участниками произошли определенные изменения. Так, постепенно была изменена система отбора команд. Теперь в первую очередь для участия в школах-тренингах приглашаются команды из бизнес-инкубаторов, технопарков и т. п. То есть те команды, которые уже имеют какой-то предпринимательский опыт. Изменилась и программа тренингов. В нее был включен, в частности, блок "дизайн-мышления", определенного как вид мышления, позволяющего находить самое эффективное и интересное решение для любой задачи в любой сфере деятельности и независимо от того, обладает ли обучающийся специфическими знаниями в этой конкретной области. Также в учебной программе был сделан акцент на создание продукта, а не на технологии, а также на перевод результатов НИР в конкретный продукт.
По мнению организаторов, команды, принимавшие участие в первых школах-тренингах находились на уровне "идей". А уже в рамках дубнинской школы ее участниками представлялись проекты уровня "стартап". "Кроме того, нынешние участники - это уже команды не одного проекта, а направления профессиональной деятельности, - считают организаторы. - То есть такие команды, которые, запустив или не запустив один инновационный проект, готовы браться за реализацию следующего".
В ряду проведенных школ дубнинская стала особенной. Организаторы решили провести в ее рамках конкурс бизнес-проектов, три команды-победители которого смогут принять участие в аналогичном международном конкурсе IBTEC, проведение которого намечено на ноябрь текущего года (в финал конкурса допускаются только 30 команд из различных стран мира). При этом Intel пообещала профинансировать их подготовку к конкурсу и само участие.
Финалистами конкурса стали три команды, действующие в области биомедицины и информационных технологий. Так, третье место занял проект по производству протезов межпозвоночных дисков. Серебряным финалистом стала команда, разработавшая систему 3D-моделирования результатов пластической хирургии. А первое место заняла команда компании IpiSoft, разработавшая программное решение для анимирования компьютерных "персонажей" в соответствии с телодвижениями актеров или объектов "подражания".
Как отметил один из членов конкурсного жюри, знакомый с правилами проведения IBTEC, финалистам предстоит еще не мало поработать как над своими проектами, так и над собой - правильно показать себя и свои наработки инвесторам, принимающим участие в международном конкурсе. В свою очередь Андрей Лукшин посоветовал победителям ознакомиться с роликами выступлений руководителя Apple Стива Джобса, выложенными на YuoTube. По его мнению, на его примере они смогут многому научиться в деле представления своих проектов перед западной публикой. "Роснано" надеется, что это поможет вам занять призовые места в конкурсе IBTEC", - заявил Андрей Лукшин.